журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Михаил Посохин: «За всё отвечать самим»



полная версия

Михаил Михайлович Посохин - фигура знаковая, в первую очередь для столичных архитекторов. Коренной москвич, потомственный зодчий, его профессиональная карьера неразрывно связана с родным городом и продолжает развиваться - каждый год в Москве появляются новые архитектурные объекты, созданные под руководством генерального директора ГУП «Моспроект-2», одного из крупнейших проектных институтов столицы. У архитектора Посохина множество почетных и заслуженных званий, регалий, престижных премий и наград. Еще больше - общественных полномочий и поручений, гарантией исполнения которых служит его безупречная профессиональная и гражданская репутация. Когда год назад лицензирование в сфере архитектурно-строительного проектирования сменила структура саморегулируемых организаций, коллектив ГУП «Моспроект-2» стал членом первой российской саморегулируемой организации «Гильдия архитекторов и проектировщиков» (ГАП СРО). Авторитет и высокий профессионализм Михаила Посохина оказались в очередной раз востребованы российским архитектурным сообществом - в октябре 2010 года народный архитектор РФ, лауреат Государственной премии России, академик М.М. Посохин избран президентом Национального объединения проектировщиков (НОП).

- Михаил Михайлович! Прошел первый год работы СРО. Вы начинали его в статусе руководителя одной из крупнейших проектных организаций Москвы, а закончили в ранге президента Национального объединения проектировщиков. Изменилось ли в связи с этим Ваше отношение к саморегулированию?
- Я бы сказал так: отношение не изменилось, поскольку саморегулирование - это не партия и не разовая кампания: это закон, который надо уважать и исполнять. Хотя, безусловно, выполняя функции президента НОП, я могу оценить ситуацию, так сказать, изнутри. Особенно много информации, новых идей и предложений в этой связи я получаю из регионов, от наших региональных организаций, для которых процесс перехода на саморегулирование оказался еще более непростым и в организационном, и в финансовом отношении. В первую очередь это касается небольших городов, где у проектировщиков по определению не может быть много заказов, а значит и финансовые условия вступления и работы в СРО становятся нелегким бременем.

- В чем, на Ваш взгляд, принципиальное отличие прежней системы лицензирования от современной структуры саморегулируемых организаций?
- Об этом мы много говорили в самом начале перехода на саморегулирование, и профессиональная пресса не оставляла этот вопрос без внимания. Понимаете, отмена лицензирования в сфере изыскательских работ, архитектурного проектирования и строительства была, если можно так сказать, подготовлена всем ходом нашего предыдущего существования, когда проектировщики работали по лицензиям. Я не открою никакой тайны, если скажу, что сам принцип и вся система лицензирования были далеки от совершенства. Лазеек, в которые даже не пролезали, а спокойно проходили толпы дилетантов и непрофессионалов, было множество. А кроме того, лицензию выдавали специалисты, которые не могли вникнуть во все тонкости архитектурного проектирования. Сейчас ситуация кардинально поменялась. Вся ответственность за то, чтобы был восстановлен статус профессии проектировщика, чтобы все вопросы решались самим профессиональным сообществом, лежит на нас самих. Система оценки работы проектировщиков самими же проектировщиками поначалу воспринималась как нечто странное и нереальное. Но дело пошло, и стало ясно, что теперь уже не получится переложить ответственность на чиновников, на государственные структуры, за все надо отвечать самим. И это правильно. Я не склонен разделять мнение, что таким образом государство сняло с себя ответственность за архитектуру и градостроительство. Наоборот, именно законодательно закрепленное саморегулирование ставит нас в равное положение с самыми высокими правительственными структурами. Могу сказать с полной ответственностью, что такого количества контрольных проверок, которые прошли все СРО за прошедший год, прежде не было. Но и проверки эти совершенно иного свойства: их проводят наши же коллеги, с которыми мы говорим на одном языке и которые прекрасно понимают все проблемы проектной отрасли. И в этом - главный плюс саморегулирования.

- Какие задачи в деятельности НОП Вы можете назвать первоочередными и почему?
- Прежде всего, хочу сказать, что организационный этап вхождения в саморегулирование завершен практически во всех регионах. Освоена процедура государственной регистрации в Ростехнадзоре, практически все архитектурно-проектные организации получили документы, определяющие их профессиональную деятельность. И вот сейчас самая главная задача - обеспечить современными нормативными документами, стандартами проектирования, возможностями для регулярного и качественного повышения квалификации и профессионального роста все 27 000 организаций, в которых трудятся около полумиллиона проектировщиков. Наверное, было бы гораздо эффектнее в качестве первоочередных задач поговорить о творчестве, о высоких материях, но… Чтобы творить в сегодняшних условиях, надо очень хорошо знать закон и все основополагающие документы: современные нормативы, стандарты проектирования, а кроме того, иметь возможность систематического повышения квалификации, обеспечивающего профессиональный рост специалистов. Очень тщательно разрабатываются соответствующие требования к проектированию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Мы все прекрасно понимаем, что совершенствование именно этих документов не только обеспечивает техническую безопасность, но и позволяет выводить на новый профессиональный уровень сам процесс архитектурного творчества, без чего невозможно дальнейшее развитие российского зодчества. 

- Все, о чем Вы сказали, можно отнести к стратегическим планам Национального объединения проектировщиков. Есть ли какие-либо локальные проблемы, решение которых руководство НОП считает неотложным?
- Да, конечно, и сегодня по всем направлениям, включая нормотворчество НОП, мы выделяем вопросы социальной ориентированности всей проектной деятельности. Это значит, что режим наибольшего благоприятствования мы обеспечиваем программам по разработке норм проектирования, обеспечивающих комфортную и безопасную безбарьерную среду для людей с ограниченными физическими возможностями и маломобильных групп населения. Как это ни покажется странным, но, возможно, именно проектировщики могут оказать серьезную поддержку государству в решении этих проблем. Я уверен, что целенаправленная деятельность Национального объединения по разработке норм проектирования подобных объектов может вернуть полноценную жизнь огромному числу наших сограждан. На самом деле, если не бояться высоких слов, можно сказать следующее. Не только само проектирование, обеспечивающее безопасность зданий и конструкций, но и создание в глобальном смысле благоприятного морального климата, защищенности от уличного дискомфорта, наконец, проектирование с учетом антивандальных и антитеррористических требований сегодняшней жизни - все это вопросы, находящиеся в сфере компетенции Национального объединения проектировщиков.

- Считаете ли Вы возможным использование в своей работе опыта коллег из других стран? Какую помощь могли бы оказать Национальному объединению региональные организации?
- Знаете, любой опыт полезен, это понятно, но в данном случае, мне кажется, более ценным может оказаться опыт наших, российских организаций. Я отдаю должное западной системе лицензирования, весьма строгой, надо сказать, особенно в проектной деятельности. Во многих европейских странах молодой архитектор с дипломом самого престижного университета по закону не может получить лицензию и начать самостоятельную работу, пока не пройдет трех- или четырехлетнюю стажировку под руководством архитектора-мэтра. Однако нам ближе наши реалии, и мы действуем не в виртуальном мире, а в обществе, на которое распространяются законы нашей страны. Поэтому считаю, что в рамках Национального объединения наши проектировщики способны выстроить стройную и, главное, действующую систему профессионального образования и повышения квалификации, правовой поддержки специалистов, работающих в сфере архитектурно-строительного проектирования. В каждом из регионов есть свои идеи, свои программы, прошедшие апробацию на местном уровне. Осмысление и анализ деятельности локальных структурных подразделений НОП, с моей точки зрения, - самый нужный и самый практический опыт, которым может в полной мере пользоваться Национальное объединение проектировщиков. Механизм такого взаимодействия уже существует. При этом мы работаем в постоянном контакте с руководителями министерств и ведомств, нас приглашают для обсуждения профессиональных вопросов на уровне руководителей правительства. Сотрудники аппарата НОП принимают участие в разработке и совершенствовании отраслевых законодательных актов. Более того, закон о саморегулировании изначально определил права и уровень представительства НОП для работы с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований. А это означает, что в самое ближайшее время, когда система взаимодействия заработает на общероссийском уровне, мы получим эффект обратной связи и инициатива пойдет из регионов, укрепляя наше профессиональное сообщество и формируя стратегию его развития.

Беседу вела Софья Романова


















 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.