журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить

    

Максим Батаев, архитектор, руководитель MD Studio.

СТАДИОНЫ. Трансформация типологии.

     Традиционно стадион – сооружение, где проходят соревнования по различным видам спорта. В эпоху античности стадионы строились для состязаний по бегу: этот вид спорта греки особенно почитали. Длина стадиона равнялась одному стадию (180-200 м), отсюда и название сооружения.
     В XXI веке в архитектуре наметилась тенденция к полифункциональности проектируемых объектов, привычные типологии трансформируются на глазах. Современный стадион – это место для соревнований, концертная и выставочная площадка, политическая трибуна. Оставаясь по-прежнему в первую очередь спортивным сооружением, стадион ассоциируется у современного человека с массовым праздничным действом в целом. (Отношение к спорту за последнее время также в значительной мере изменилось, приобретя оттенок античного культа тела.)
     Такие социокультурные изменения повлияли на образ современных спортивных сооружений: стадионы стали более декларативными в смысле выражения торжественности, а также более функционально гибкими, способными приспосабливаться под различного рода массовые мероприятия.
     Примером стадиона, дидактически выражающего основные принципы современной спортивной архитектуры, стал построенный к Чемпионату Европы по футболу 2004 года Муниципальный стадион на 30 000 зрителей в португальском городе Брага. Сказано и написано об этом стадионе уже довольно много, но напомнить о нем хочется потому, что его автор Эдуардо Соуто де Моура в 2011 году стал Притцкеровским лауреатом. Стадион в Браге можно считать одним из знаковых объектов в его творчестве.
     В формулировке Притцкеровского комитета при оглашении заслуг были такие строки «Его здания имеют уникальную способность передавать, казалось бы, противоречащие друг другу характеристики: силу и сдержанность, браваду и нежность, мощь государственной власти и ощущение интимности». Эти строки в полной мере можно отнести к стадиону в Браге. Врезанный в массив карьера Монте Кастро, он является как бы продолжением ландшафта. Сосредоточив внимание зрителей на спортивной площадке, архитектор создал полузамкнутое пространство, изнутри которого открываются прекрасные виды на город, лежащий ниже по склону. Положение этого объекта в ландшафте интересно также тем, что за спортивными состязаниями можно наблюдать с прилегающих холмов.
     Бетонные ребра стадиона поддерживают трибуны, располагающиеся нетрадиционно – только по двум сторонам поля. По словам Эдуардо Соуто де Моура, на выбор формы покрытия, которое своей простотой и внешней легкостью усиливает эффект тектонической устойчивости, его вдохновила архитектура подвесных мостов инков.
     Этот стадион может служить символом прагматизма и утилитарности функции, так как средства выразительности, используемые автором, внешне крайне скупы. Несмотря на это, архитектор сумел передать архаическую торжественность и репрезентативность пространства, отсылающую к античности.
     Хотелось бы отметить еще несколько построек и проектов последних лет. В начале сентября 2011 года в городе Гранд-Сент (Grande Synthe, Франция) был открыт спортивный комплекс Stadium du Littoral, возведенный по проекту французской архитектурной мастерской OLGGA. Комплекс включает стадион с трибуной на 617 мест, два клубных дома, раздевалки, общественные рекреационные пространства и офисы администрации Построенный на участке площадью 12 гектаров в районе Basroch, комплекс стал заметной архитектурной доминантой при въезде в город. Длинный и узкий объем здания подчеркивает плоский ландшафт, характерный для этого места.
     Образ стадиона – довольно простой и лаконичный – по словам архитекторов, является следствием конкретных технических требований. Действительно, при беглом взгляде поэтажные планы скорее напоминают схему, выполненную технологом, чем чертеж архитектора, но это лишь первое впечатление. При ближайшем рассмотрении понимаешь, насколько компактно и эргономично архитекторы организовали сложное многофункциональное пространство. На первом этаже располагаются раздевалки, технические помещения и часть офисов администрации; между первым этажом и конструкцией кровли существует промежуточное общественное пространство с террасами и трибунами; за белой металлической сеткой на уровне террасы «спрятаны» два клубных помещения с сопутствующей инфраструктурой, а также офисы администрации. Благодаря использованию просечной сетки создается интересный эффект: в зависимости от угла падения солнечных лучей внутренние конструкции временами просвечивают и создают сложный рисунок теней на ее поверхности.
     В современных условиях экологической нестабильности важным критерием оценки здания является его энергоэффективность. Stadium du Littoral насыщен энергоэффективными технологиями: он оборудован системой сбора и хранения дождевой воды, которая используется на технические нужды; 40 кв. м солнечных батарей покрывают 50% потребности в горячей воде; на крыше здания расположены 700 кв. м фотоэлектрических панелей, что в значительной мере уменьшает затраты на его эксплуатацию. В скором времени к северу от участка будет завершена установка ветровых турбин. Эти цифры поражают и наводят на размышления. Сможем ли мы приблизиться к таким результатам при реализации олимпийских объектов в Сочи? Вопрос риторический…
     В этой связи показательным примером может служить Олимпийский стадион в Лондоне, строительство которого было завершено около года назад. Если пекинский стадион «Птичье гнездо» Жака Херцога и Пьера де Мерона формально выражает эстетику деконструктивизма, в некотором смысле подводя итог развитию этого стиля в современной архитектуре, то стадион, спроектированный бюро Populous (HOK Sport) совместно с Питером Куком, стал олицетворением этических принципов концепции устойчивого развития. Для английских архитекторов приоритетной задачей было создание экологической архитектуры, а также максимальная экономия денежных средств на этапах строительства и эксплуатации. И это удалось! Во-первых, строительство стадиона закончили на три месяца раньше срока и потратили на 10 млн. фунтов меньше утвержденной сметы, во-вторых, сама конструкция стадиона максимально экономична и прагматична: ничего лишнего – простые металлические фермы и стойки, а в качестве покрытия использованы тентовые конструкции. С точки зрения эстетики стремление к экономии средств, очевидно, пошло на пользу: стадион не похож на карнавальный костюм, пряник и елочное украшение, его конструкции довольно тонко прорисованы, в образе прослеживаются аллюзии на ранние работы Archigram, в них очевидно чувствуется рука сэра Питера Кука.
     Лондонский стадион вмещает 80 000 зрителей. После проведения Игр он будет частично перестроен и превращен в многофункциональную площадку на 25 000 зрителей.
     Такое крайне утилитарное отношение к зданию характеризует новый этап развития архитектуры. Архитектура перестала ориентироваться на историческую значимость, утратив качество материальной ценности. Основным свойством современного архитектурного объекта стала его способность трансформироваться и приспосабливаться.
     Хотелось бы упомянуть еще один проект, который с полным правом можно назвать исключительным. Это проект плавучего стадиона на 65 000 зрителей для Чемпионата мира по футболу 2022 года в Катаре. Современные принципы, которые проповедуют европейские архитекторы, служат здесь своего рода прикрытием амбиций заказчика. Разработкой проекта занимается архитектурное бюро Stadiumconcept. Стадион имеет вполне традиционный, привычный взгляду образ, с некоторой отсылкой к архитектуре круизных лайнеров. Такой художественный прием стал практически классическим для арабских стран. Но в данном случае это скорее способ подать амбициозную и театральную идею как вполне реализуемую. И ничего зазорного в этом нет. Чемпионат мира – это праздник, шоу, а тот факт, что стадион будет плавучим, привлечет широкое внимание общественности. Инвесторы объясняют целесообразность строительства подобного стадиона тем, что в дальнейшем его можно будет буксировать и сдавать в аренду другим странам.
     Приведем слова главного инженера проекта Петера Кнобеля (с сайта stadionwelt.de): «Мы считаем, что должен существовать по крайней мере один стадион, который в дальнейшем можно будет эксплуатировать по всему миру, – проект, способный минимизировать расходы на строительство и другие риски будущих операторов, а также представляющий собой уникальное архитектурное решение. Кроме того, если плавучий стадион будет построен, он станет для футбола и всего мира уникальным символом fairplay, олицетворяющим взаимопонимание между народами».
     Олимпийский стадион в Лондоне, о котором шла речь выше, тоже изначально планировалось сделать мобильным, разборным, с возможностью переноса и быстрой сборки в другом месте. Но реализовать эту задумку в полной мере не удалось. Интересно, получится ли это в случае с плавучим стадионом в Катаре и будет ли мобильная архитектура востребована в будущем? Пока этот вопрос остается открытым.
     Как видно из краткого обзора современных тенденций в области строительства крупных спортивных сооружений, процессы, происходящие в архитектуре на уровне макрообъектов, схожи с процессами, происходящими в частной архитектуре и градостроительстве. В стремительно меняющемся мире типология уступает место универсализму и мобильности. Спортивное сооружение воспринимается как каркас, на который можно навесить множество функций.
     Закончить статью хочется описанием проекта, созвучного духу времени, ироничного с точки зрения современных апокалиптических умонастроений. В 2009 году в Барселоне проходил конкурс «The Self-Sufficient City», одним из призеров которого стал проект Massive Urban Recycling-Plastered Stadium мексиканских архитекторов Адриана Гарсии и Дугласа Родригеса. Они превратили стадион в замкнутую экосистему, островок дикой природы со своим экопарком. Несмотря на то что этот проект – скорее романтическая утопия, в нем гротескно проступают основные концептуальные течения современной архитектуры и философии. Никто не знает, что станет с нами в будущем, как отнесутся последующие поколения к оставленному наследию и будет ли вообще архитектура восприниматься как наследие. В этом проекте стадион стал просто каркасом, данностью, руинами цивилизации. Нельзя сказать, что это реконструкция или приспособление, здесь ощущается «конец истории» и желание жить в гармонии с природой, которая является высшей ценностью. Архитектура в данном случае выполняет функцию «рамы» для природы, и в этом видится ее предназначение в будущем.
 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.