журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   
Марат Хуснуллин

заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

  Программа развития

Московского метрополитена до 2020 года

По материалам доклада на заседании Правительства Москвы 25.04.2012 г.

Документ представляет собой программу развития Московского метрополитена до 2020 года. Ранее мы утвердили программу развития Московского метрополитена на пять лет, согласно которой перед нами стояла задача построить 75 километров линий метро. За предыдущий год нам удалось мобилизовать все лучшие силы, какие есть не только на территории страны, но и на пространстве СНГ (архитекторы, проектировщики, строители). В результате на сегодняшний день мы имеем 69 строительных площадок, где 18 тысяч строителей работают в круглосуточном режиме; общая протяженность строящихся путей – 50 километров. До конца года в соответствии с графиком мы готовы освоить оставшиеся 25 километров и начать работы еще по 7 станциям.

В то же время надо отметить, что с момента развертывания этих работ появился ряд факторов, которые существенно повлияли на нашу стратегию.

Первый, самый серьезный фактор – Москва приросла новыми территориями и нам необходимо выстраивать инфраструктуру скоростного общественного транспорта с учетом формирования связей с ними.

Второй фактор – мы начали готовить, корректировать Генеральный план, исходя из перспективных задач его развития. Мы осознанно формируем идеологию и работаем над проектными решениями по увязке линий метро с железнодорожным сообщением и уличной дорожной сетью. Необходимо отметить, что выявился острый недостаток в проектировщиках и строителях, квалифицированных специалистах; их нужно растить для того, чтобы справиться с поставленными задачами.

Серьезным ограничительным фактором является дефицит земельных участков под размещение депо. Более чем за 10 предыдущих лет не было введено ни одного депо, и нам понадобится не менее семи новых площадок, каждая по 12–15 гектаров, а это очень серьезное ограничение для города. С учетом этой задачи были изменены определенные линии метро.

Совместно с Департаментом транспорта мы провели исследования, согласно результатам которых, на многих участках сегодня превышен нормативный показатель загрузки на 1 квадратный метр. Правда, надо отметить, что есть и недозагруженные станции, пропускная способность которых может быть увеличена.

С учетом перечисленного в основу Программы развития Московского метрополитена до 2020 года был заложен ряд основных принципов.

Первое. Мы определили приоритеты развития метро исходя из загруженности существующих линий и станций.

Второе. По прогнозам, выполнение существующего плана развития метрополитена на пять лет к 2016 году не решит полностью проблему пиковых нагрузок (больше 6 человек на 1 кв. м) на ряде станций. Поэтому были пересмотрены приоритеты и сроки строительства.

Следующий принцип – снижение нагрузки на действующие пересадочные узлы за счет формирования на основе конечных станций метрополитена новых транспортно-пересадочных узлов, включая перехватывающие паркинги. В соответствии с поручением мэра города Москвы определены все станции метро, где на сегодняшний день можно построить плоскостные паркинги; активно проектируется строительство капитальных паркингов, где это возможно. Большую серьезную работу по выявлению возможностей организации пересадочных узлов осуществляют Департамент транспорта, все наши коллеги. Это совершенно новая задача, она влечет за собой изменения улично-дорожной сети, нагрузок и еще целый ряд серьезных изменений.

Также принято решение выйти на периферию и в Московскую область, для того чтобы, во-первых, разгрузить часть линий, перегруженных на конечных участках, во-вторых, уменьшить автомобильный трафик, который на сегодняшний день на конечных станциях создает огромные неудобства и для пассажиров, приезжающих из области, и для москвичей.

Следующий принцип, взятый за основу по поручению мэра столицы, – полная увязка работы метрополитена и железной дороги. Проработка этого блока запланирована к середине лета 2012 года.

Еще один принцип – строгое соблюдение графика ввода полностью завершенных участков и линий.

Программа развития Московского метрополитена до 2020 года подготовлена исходя из перечисленных принципов и позволяет спланировать ресурсы, производственные силы, мощности и, главное, финансы, сбалансировать градостроительное развитие Москвы и ее транспортной инфраструктуры с учетом корректировки Генерального плана. При разработке программы учтена необходимость градостроительного развития территорий. Это новый вызов, очень серьезный, в настоящее время этот вопрос капитально прорабатывается совместно с Департаментом земельных отношений. Строительство новых линий метро даст колоссальный толчок развитию целого ряда территорий, особенно промышленных зон. Его надо использовать, чтобы получить синергетический эффект.

В соответствии с новой программой будет подготовлено технико-экономическое обоснование, четко определены сроки и графики строительства, что позволит до 2020 года построить 150 километров новых линий метро, 70 станций. Главный стратегический вопрос – предполагается построить в московском метро новый (третий) пересадочный контур, это 42 километра путей. Новый контур позволит разгрузить существующие линии и центр, облегчит передвижение пассажиров, в перспективе предоставит дополнительные возможности для развития новых территорий. Также будут построены семь новых электродепо, порядка восьми мы планируем реконструировать, будут сооружены три новых вестибюля, две новые станции на существующих линиях и одна реконструируемая станция-технопарк. Общая протяженность линий метрополитена возрастет к 2020 году до 451 километра, количество станций – до 252.

Перечисленные мероприятия позволят до 2020 года довести загрузку до нормативной – 4,5 человека на 1 квадратный метр; уменьшатся затраты времени на поездки по городу; с 22% до 13% сократится число горожан, не имеющих доступа к метрополитену; увеличится объем перевозок метрополитеном, что позволит частично разгрузить улично-дорожную сеть и увеличить количество пассажиров, пользующихся системой общественного транспорта.

Финансирование программы составит приблизительно 100 млрд рублей в год без привлечения федеральных средств.

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.