журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Владимир Чаадаев,
первый заместитель начальника
главный архитектор ГУП «ГлавАПУ»

Архитектурно-художественное мощение.
Мощение как средство формирования эстетически привлекательной
и гармоничной городской среды.

Тротуары и площади, вымощенные гранитом, украшенные мозаикой и орнаментом, – обязательный элемент городской архитектуры. Применение такого декорирования обоснованно, поскольку половину времени своего пребывания на улице люди смотрят под ноги, а это значит, что уличная архитектура, лежащая «под ногами» и выполненная на достойном художественном уровне, может обладать эстетическим воздействием наравне с элементами каменной архитектуры окружающих зданий.

В России, в Санкт-Петербурге, булыжные мостовые появились еще в XVIII в. Их строительство началось в 1714 г., когда Петр I издал указ, в котором велел доставлять в город дикий камень.

11 ноября 1816 г. император Александр I утвердил «Постановление о тротуарах». Тротуары устраивались «из гранитных камней или плит» шириной 2 аршина (около 1,5 м) по обеим сторонам улиц.

История производства тротуарной плитки уходит корнями в начало XIX в. Впервые плитку для мощения тротуаров начали использовать в Нидерландах, постепенно это новшество было воспринято в других странах.

Использование тротуарной плитки и брусчатки в современном городе имеет очевидные преимущества перед другими видами покрытий. Прежде всего, мощение не требует применения тяжелой строительной техники для укладки; плитку (в отличие от асфальта и бетона) можно заблаговременно складировать в местах мощения и использовать в течение неограниченного времени. Локальный ремонт замощенной части тротуара не требует больших затрат сил и техники. Конечно же, мощение является более экологически чистым покрытием, оно в меньшей степени подвержено сезонным погодным воздействиям, эстетически привлекательно, позволяет расширить возможности архитектурно-художественных решений при формировании дизайна городской среды.

В настоящее время площадь мощения пешеходных зон на территории Москвы незначительна, в то время как в Европе мощение является приоритетным, при этом значительные площади имеют гранитное мощение.

Традиционно на протяжении длительного времени московские тротуары имели асфальтобетонные покрытия. На сегодняшний день асфальтовые покрытия тротуаров представляют собой многослойную, различной толщины структуру, формировавшуюся по мере наращивания при проведении ремонтных работ. Тротуары, примыкающие к зданиям и сооружениям, одновременно играют роль отмостки. В качестве бортового камня в основном использованы бетонные формованные изделия, в исторической части города – в небольших количествах гранит.

При проектировании мощения необходимо учитывать целый комплекс мероприятий: устройство тротуара, прилегающего к проезжей части, с использованием «переходного» элемента из полимерного покрытия между существующим гранитным бортом и проектируемой гранитной/бетонной плиткой; устройство узла по предохранению газона от антропогенной нагрузки с учетом возможности прохождения снегоуборочной техники; обеспечение гидроизоляции фундамента и отведения дождевых стоков.

Мощение пешеходных зон тротуарной плиткой и гранитной брусчаткой уместно в основном в центральной, исторической части города. В современных же районах необходимы выразительные колористические и архитектурно-художественные решения, в том числе при использовании мощения бетонной плиткой и натуральным камнем (гранитные плиты и брусчатка) в сочетании с малыми архитектурными формами, подобранными в соответствии с планировочным решением, морфотипом окружающей застройки и цветочным оформлением. Подобные приемы организации открытых городских пространств позволят повысить их эстетические качества.

При массовом мощении пешеходных пространств Москвы целесообразно воспользоваться опытом зарубежных коллег, особенно работающих в городах со схожими климатическими условиями. Интересен не только опыт устройства мощения, не менее важен опыт эксплуатации.

При принятии проектных решений по мощению городских пространств следует учитывать характеристики современных материалов мощения.

В мегаполисах Северной Европы особое внимание уделяется повышению качества поверхности улично-дорожной сети, включая качество укладки, качество используемого материала, качество устройства основания (в том числе нивелирование поверхности). В Москве – городе с большими пешеходными нагрузками – учет европейского опыта будет способствовать производству качественного, долговечного мощения.

Значительная по площади замена асфальтового покрытия пешеходных пространств на качественное мощение, начатое в Москве в 2011 г., внесет существенный вклад в создание эстетически привлекательной городской среды, оздоровление экологии города. Программа мощения рассчитана на многие годы. К 2016 г. долю замощенных тротуаров предполагается довести до 45% от их общей площади.

В рамках реализации программы качественного мощения в городе Москве в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.12.2011 г. № 633-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 16 марта 2011 г. № 67-ПП» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамента социальной защиты города Москвы, Департамента культурного наследия города Москвы ГУП «ГлавАПУ» (Архитектурно-проектной мастерской) ведется разработка архитектурно-художественной концепции мощения пешеходных пространств в исторической части города и районах современной застройки, включая территории вдоль основных вылетных магистралей. 

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.