журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Анатолий Анненков,
ландшафтный архитектор,
член Союза архитекторов Украины

Романтический парк на берегах Тавриды
Чудесная возможность погрузиться в неповторимую атмосферу природы Крыма
и прикоснуться к его истории.

На Южном берегу Крыма, в поселке Партенит, находится лечебно-оздоровительный комплекс «Айвазовское». На его территории, на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты между мысами Тепелер и Плака, расположен парк площадью 25 гектаров.

Парк сравнительно молодой – создан он в 1964-1966 годах на месте бывших виноградников. Была проделана большая инженерно-мелиоративная работа: укреплен берег моря, корпуса поставлены на сваи. Бурение скважин и организация водосборной галереи позволили регулировать режим грунтовых вод, возведение подпорных стен – стабилизировать локальные оползневые подвижки. Посадки производились в виде аллей, рощ и групп деревьев.

С течением времени тесно посаженные деревья разрослись, образовав сплошной лесопарковый массив. Отсутствие должного ухода за насаждениями постепенно привело к утере парковыми композициями эстетических качеств. Новые требования к качеству отдыха обусловили необходимость коренной реконструкции парка.

По разработанной нами методике, с учетом присущих горной местности сложных природных условий и ландшафтной структуры территории, была проведена комплексная оценка состояния парка. На основе результатов обследования разработан Генеральный план реконструкции парка, конечной целью которого является формирование культурного ландшафта рекреационного назначения.

В основу образного строя парка легли исторические события и предания, связанные с этим уголком Южного берега Крыма. Уютная Партенитская долина, по свидетельству археологов, обжита человеком с незапамятных времен. Сменявшие друг друга этносы и культуры оставляли после себя как материальные памятники, так и мифы и легенды, придающие этому месту загадочность и неповторимость. Древнегреческая культура, таврские дольмены, средневековые генуэзские укрепления на мысе Тепелер, татарские поселения, активная деятельность России по преобразованию края и, наконец, посещение его великими людьми (Пушкин, Мицкевич, Айвазовский) – все нашло отражение в художественном образе парка.

Сложившаяся пространственная структура парка не позволяет разместить композиции, отражающие отдельные этапы истории края, в хронологическом порядке. Место их расположения выбирается с учетом соответствия особенностей конкретного участка характеру той или иной экспозиции. При этом одни сюжеты будут представлены с наибольшей полнотой (античный сад, итальянский сад), другие – фрагментарно или даже намеками (восточная беседка).

Одним из важнейших в мифологии края является предание об Ифигении и богине Деве (в мифах местных племен), или Артемиде (в мифах пришельцев-греков). По свидетельству исторических источников, святилище Девы находилось на круче мыса Партенион («партенос» в переводе с греческого – «дева»). Сад-святилище Артемиды, проект которого осуществляется в настоящее время в лесопарковой зоне, задуман как полудикий уголок средиземноморского ландшафта с руинами храма, священной рощей пиний, горным ручьем с водопадами. Сюжетная сцена «Артемида и Актеон» будет воплощена киевскими скульпторами.

Существующая роща вековых маслин (маслина, олива – символ Средиземноморья) послужила основой организации экспозиции, связанной с античным миром и колонизацией Крыма древними греками. Об этом периоде в истории края будут напоминать воссозданные руины амфитеатра, пифосы, амфоры и т.д.

Композиционной осью участка является пересекающий маслиновую рощу ручей. Начало ему дает источник в гроте под ротондой, наполняющий верхнее озеро. Ручей впадает в средний бассейн, рядом с которым расположен храм Флоры со скульптурой богини и прекрасной напольной флорентийской мозаикой (автор народный художник Украины А.В. Гайдамака).

Затем ручей впадает в «горное озеро», берега и дно которого выложены естественными глыбами гранодиорита. Озеро украшают водопад и скульптурные изображения Нарцисса, купальщиц и сатира, соблазняющего женщину у «Колодца искушения». Далее водная система продолжается в сторону моря через водопад «Радужный», каскад, бассейн на площадке отдыха и фонтан со скульптурой «Посейдон» (автор В.С. Притула).

Тема античности подчеркивается не только стилем архитектуры малых форм, но и скульптурой. Днем сад представляет собой место отдыха и созерцания, а вечером, при ночной подсветке – это своеобразный концертный зал под открытым небом. Орфей и Эвридика, богиня мудрости, искусств и ремесел Афина, музы поэзии, танца, музыки – изображения этих персонажей древнегреческой мифологии призваны подчеркнуть особую атмосферу парка, в котором царит искусство.

В память о посещении этих мест А.С. Пушкиным на смотровой площадке над морем установлена бронзовая скульптура поэта (автор В.С. Притула).

Проект реконструкции прибрежной зоны предусматривает сооружение открытого плавательного бассейна с водными аттракционами, ресторана с садом на крыше, кафе, баров, детских и игровых площадок, площадки отдыха в тени деревьев и других рекреационных объектов, что позволит отдыхающим проводить у моря практически целый день. Дизайн-проект разработан специалистами компании Neveux-Rouyer Paysagistes DPLG (Франция) при нашем участии.

Одним из элементов оформления прибрежной зоны служит террасный сад, символизирующий средневековую эпоху в истории Партенитской долины, когда на побережье господствовали генуэзцы. Подпорные стены и площадки сада – это своеобразный каркас экспозиции, как бы остатки крепостных стен.

Основную растительность центральных террас сада составляют ряды пальм, лагерстремий, гранатников и олеандров. Посаженные довольно редко, они в полной мере раскрывают свои декоративные качества и в то же время не заслоняют панораму сада. По флангам высажены группы кипарисов, судакских и итальянских сосен с опушкой из декоративных кустарников. Они как бы продолжают лесные массивы, окружающие сад, и служат кулисами для его центральной части. Поверхность террас декорирована низкими кустарниками (кизильники, можжевельники, лаванда, розмарин и др.), лианами и цветами, хризантемами летних сортов, цветущими до заморозков.

Расположенные на набережной нижние террасы сада насыщены субтропической растительностью (агавы, юкки, дазилирионы, драцены и др.), свободно скомпонованной в живописные группы.

Особое место в структуре сада занимает верхняя терраса, состоящая из трех площадок, расположенных в разных уровнях. Здесь можно отдохнуть в тени сосен и кедров, полюбоваться живописной панорамой бухты, рассмотреть террасный сад сверху. Центральная двухуровневая площадка украшена пристенным фонтаном из светлого песчаника. На подпорных стенах двух крайних площадок – аркады с рельефами в характерном для средневековья стиле, изображающими львов и грифонов.

Раннехристианский период в истории Крыма связан с именем Иоанна, епископа Готского, уроженца Партенита, возглавившего борьбу с язычниками-хазарами в VIII веке. В его память в кипарисовой роще будет возведена часовня.

Период мусульманского владычества символизирует «Сад у горного ручья», композиция которого построена на сочетании водного потока, формирующего водопады, каскад и декоративные бассейны, с малыми архитектурными формами (беседка, пристенный фонтан, мостики и т.д.), решенными в восточном стиле.

Россия приложила массу усилий для превращения Южного берега Крыма в курорт. В числе преобразователей края был М.Н. Раевский, владелец имений Партенит и Карасан, президент Императорского Российского общества садоводов. Бронзовая скульптура М.Н. Раевского (автор П.М. Дроздовский) украшает «Лестницу искусств», которая посвящена периоду российского господства в Крыму. Проект лестницы создавался при участии А.В. Гайдамаки.

При входе на территорию комплекса посетителей встречает памятник выдающемуся маринисту И.К. Айвазовскому (автор В.С. Притула). Рядом устроен небольшой розарий с фонтаном и перголой. Это как бы прелюдия к лестнице, начало которой акцентировано шестиметровой колонной из альминского камня с рельефами на бронзовых накладках и эоловой арфой наверху, здесь же установлены бронзовые итальянские светильники в стиле ампир.

Со смотровой площадки у входа открывается вид на парк, бухту и мыс Плака, как своего рода приглашение к посещению парка.

Перспектива в сторону моря замыкается площадкой с полуротондой, фонтаном и скульптурами. Площадка одновременно служит кровлей музея парка, выставочного зала и библиотеки.

Своеобразно решено озеленение лестницы. Основу создают обрамляющие ее пирамидальные кипарисы, высаженные не по прямой линии, а свободными группами и единичными экземплярами. Это позволяет композиционно объединить пространство лестницы с примыкающими участками парка.

На горизонтальных площадках по бокам лестницы организованы своеобразные мини-садики из стриженых вечнозеленых кустарников с различной фактурой и цветом листвы.

На примыкающем с севера террасированном участке парка будет создан сад непрерывного цветения, украшением которого весной станут листопадные магнолии и луковичные, летом – цветущие кустарники и цветники, осенью – хризантемы и яркая листва деревьев и кустарников.

С южной стороны, в кипарисовой роще, разместится сад гортензий.

Помимо зеленых насаждений «Лестницу искусств» украшает водный каскад. Он берет начало на верхней площадке, из мраморного бассейна со скульптурной группой, условно названной «Источник жизни», и заканчивается небольшим водопадом внизу. Сооружение экспозиции должно быть завершено в 2012 году.

Важную роль в формировании образа парка играют композиции, иллюстрирующие известные направления и стили садово-паркового искусства.

Уже завершено строительство сада в стиле модерн, композиционным центром которого является классическая беседка с мраморной скульптурой «Жрица тайных откровений», декоративным бассейном и водопадом. Центральная поляна окружена посадками экзотических растений (пальмы, бананы, араукария, секвойядендрон и др.), каждое из которых воспринимается как своеобразная живая скульптура.

Единое пространство с садом в стиле модерн образуют сад «Весна», разбитый вокруг платана, и рокарий на береговом откосе.

Прекрасно вписывается в парковый ландшафт спускающаяся к морю лестница из розового песчаника с великолепной мозаикой на площадках (автор А.В. Гайдамака), мраморным пристенным фонтаном, скульптурными изображениями, среди которых – крылатая богиня Ника.

В контрасте с пейзажными садами проектируется итальянский сад с типичной для подобных объектов насыщенностью малыми архитектурными формами, скульптурой и топиарной стрижкой.

Осуществляется проект по созданию традиционного японского сада с чайным домиком и характерной атрибутикой, разработанный специалистами компании Nakane Garden Research and Landscape Concultant Corporation (Япония).

Существующая экспозиция суккулентов «Аризона» станет одним из фрагментов сада, символизирующего доколумбову Америку, который будет располагаться на самом солнечном и сухом участке парка.

Особое внимание в проекте реконструкции сада уделено местной реликтовой растительности. Она представлена двумя небольшими рощами фисташки дикой и хорошо сохранившимся биогеоценозом с петрофитной растительностью и характерной фауной (птицы, земноводные, насекомые) на мысе Тепелер, где запроектирована небольшая заповедная зона с регулируемым режимом посещения.

В заключение отметим, что парк комплекса «Айвазовское» по стилю можно отнести к романтическим паркам. Потребность людей в непосредственном общении с природой сейчас необычайно высока, и парк предоставляет чудесную возможность погрузиться в неповторимую атмосферу природы Крыма.

 

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.