журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   
Николай Гришин,
советник РААСН по отделению градостроительства,
эксперт департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края,
заместитель генерального директора - главный инженер ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ»

Градостроительные аспекты строительства марин
Потенциал развития инфраструктуры яхтинга на Черноморском побережье России

Россия располагает протяженным участком Черноморского побережья более 400 км от Керченского пролива до границы с Абхазией, обладающим высоким курортно-рекреационным и туристическим потенциалом.

Основными факторами, лежащими в основе рационального освоения и функционирования побережья, являются его естественный режим, учет сложившейся структуры городов и тенденций динамики их развития и использование международного опыта эксплуатации аналогичных территорий.

Естественный режим побережья определяется физико-географическими факторами: рельефом береговой зоны и приурезового подводного склона, гидрологическими условиями и литодинамикой побережья, оказывающими решающее влияние на выбор конструктивно-компоновочных решений объектов и схему их дислокации.

Расположение и программа объектов на побережье должны определяться с учетом особенностей развития территории, существующих и перспективных рекреационно-урбанизированных комплексов и имеющейся береговой сети транспортно-энергетических коммуникаций.

Последним непременным условием является изучение и грамотное применение имеющегося отечественного и международного опыта освоения аналогичных территорий, основанного на последних достижениях в области строительства и эксплуатации объектов курортно-рекреационной направленности и яхтинга.

Современная мировая практика функционирования морских курортов подтверждает доминирующую роль объектов яхтинга в широком спектре рекреационных объектов. Для того чтобы курорт стал действительно морским, а не просто приморским, необходимо в полной мере задействовать огромный рекреационный потенциал моря, в том числе развивать инфраструктуру яхтинга.

Опыт Испании, Франции, Турции, Дании и других стран наглядно демонстрирует, что яхтинг вносит значительный вклад в национальную экономику. Приток яхт в европейские и особенно средиземноморские марины в последние годы неуклонно растет, чего нельзя сказать о количестве стояночных мест. Следовательно, спрос на современные марины на Средиземноморье, в том числе на Черном море, в ближайшее время гарантирован.

Основой для развития яхтинга на побережье является наличие эффективно функционирующих яхтенных портов (марин) различных типов.

История развития и основные варианты

компоновочных решений марин

Марины первого поколения.

Первоначально марины возникали стихийно в естественных природных условиях, обеспечивающих безопасную и, как правило, рейдовую стоянку. Это было возможным в устьях судоходных рек со слабым течением и в естественных закрытых бухтах. Чаще всего марины формировались возле населенных пунктов или около верфей. Гидротехнические сооружения и причальное оборудование марин первого поколения были примитивными и обеспечивали лишь минимальные потребности по стоянке и обслуживанию плавсредств.

Марины второго поколения

Специально обустраивались в качестве мест для стоянки яхт на территории и в акватории ранее построенных торговых или рыбных портов. Имеют значительные капитальные причальные сооружения, трансформированные или реконструированные специально для обслуживания яхт. Широко распространены, создаются и в наше время.

Марины третьего поколения

Представляют собой специально построенные порты для стоянки и обслуживания яхт. Как правило, площадь акватории значительно больше площади территории марины. Фактически подобные марины представляют собой стоянки для яхт на воде. Наибольшее распространение получили после Второй мировой войны, сегодня являются наиболее распространенным типом марин. Основная прибыль – от арендной платы за стоянку и обслуживание яхт.

Марины четвертого поколения

Наиболее перспективные объекты яхтинга с развитой сетью гидротехнических сооружений, с жилыми зданиями непосредственно на причалах. Являются максимально привлекательными для туристического контингента. Обычно площадь акватории меньше площади территории, при высокой плотности жилой и рекреационной застройки. Основная прибыль – за счет функционирования самых разнообразных объектов сервисного обслуживания рекреантов на фоне морского и яхтенного антуража.

Градостроительные аспекты размещения марин

Из международного опыта строительства марин очевидно, что они являются мощными градообразующими объектами. Строительство марины при сбалансированных программных проектных решениях автоматически приводит к тому, что ее территория, являясь притягательным туристическим центром, по внешнему периметру неизбежно «обрастает» объектами рекреационного назначения: гостиницами, ресторанами, магазинами и т.д. В свою очередь, эти объекты способствуют появлению предприятий ремонтно-бытового и сервисного обслуживания. И, естественно, рядом появляются жилые кварталы как для персонала марины, так и для проживания судовладельцев, семей членов экипажей и просто любителей обитать в такой среде.

Вся эта застройка, как и марина, требует инженерно-технического и транспортного обслуживания, что обусловливает развитие инженерных коммуникаций и дорожно-транспортной сети. Являясь доминантой нового градообразования, марина запускает процесс интенсивного освоения прилежащей территории. Все это приводит к росту стоимости земли или права пользования ею.

Аналогичная ситуация возникает, когда марина формируется в результате реконструкции старых промышленных или портовых территорий и акватории. Изменение функционального назначения территории из промышленной в рекреационную приводит к возрождению интереса к этой территории, трансформации ее статуса и, как правило, к глобальной реконструкции.

Формирование района интенсивного яхтинга на Черноморском побережье

Отметим, что существующие на сегодняшний день на Черноморском побережье России марины абсолютно не в состоянии удовлетворить даже минимальные потребности побережья в развитии яхтинга. В результате теряется возможность привлечения значительных инвестиций в целый сектор престижного и прибыльного морского туризма, основу которого составляет яхтинг.

Таким образом, сегодня очевидна острая необходимость разработки программы комплексного развития курортов Черноморского побережья в части яхтинга и прибрежного каботажного судоходства.

В силу сложившегося характера урбанизации Черноморского побережья от Сочи до Анапы целесообразно сформировать район интенсивного яхтинга на всем его протяжении.

В 2005 г. администрация Краснодарского края предложила нам разработать предложения по формированию схемы дислокации объектов инфраструктуры яхтинга на Черноморском побережье России. Целью работы было решение основных задач:

-создание района интенсивного яхтинга, привлекательного для: туристического контингента широкого спектра, в том числе для его наиболее состоятельных представителей, путешествующих на яхтах; судовладельцев маломерных судов; чартерных и брокеражных компаний;

- оптимизация схемы пригородных и внутригородских пассажиропотоков;

- предотвращение бессистемного строительства объектов яхтинга и морского транспорта и др.

Эта и все последующие разработки выполнялись совместно с Г.Б. Серебряковым – генеральным директором ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ», советником РААСН по отделению градостроительства.

Разработанная схема включала следующие объекты: базовые марины (яхтенные порты с полным циклом сервисного обслуживания яхт: все виды ремонта, докование, сухое хранение); аквацентры (искусственные территории и акватории для организации любых видов отдыха и спорта на воде: яхтинг, дайвинг, кайтинг, водные лыжи и др.); морские ландшафтно-рекреационные комплексы (территории, в том числе искусственные, под застройку рекреационного назначения: гостиницы, многофункциональные спортивно-выставочные комплексы, торгово-развлекательные центры, океанариум, многоцелевые марины и др.).

Для Черноморского побережья России выбор компоновочного решения и функционального назначения отдельных комплексов сооружений, входящих в состав марин, обусловлен, помимо естественного режима побережья, целым рядом условий:

- марина должна обеспечивать удобную и безопасную эксплуатацию и стоянку катеров и яхт при любых погодных условиях;

- территория марины должна обеспечивать размещение комплекса зданий и сооружений, соответствующих назначению марины по спектру предоставляемых услуг;

- строительство марин должно производиться с минимально возможным изъятием городских земель в наиболее осваиваемой (и, соответственно, наиболее ценной) прибрежной зоне;

- при строительстве марин должны быть сведены к минимуму потери пляжной территории, дефицит которой города испытывают уже сегодня.

В качестве примеров рассмотрим наши предложения по размещению марины в виде морского ландшафтно-рекреационного комплекса островного типа в Хостинском районе Сочи, морского ландшафтно-рекреационного комплекса «Старый город» в Адлерском районе Сочи, марины-деревни в Новороссийске, морского ландшафтно-рекреационного комплекса «Новый берег» в Хостинском районе.

Функционирующие сочинские порты остро нуждаются в улучшении условий стоянки плавсредств и увеличении длины причального фронта. Решение этих проблем заключается в реконструкции существующих ГТС и строительстве новых. Как показали разработки НТЦ «Искра», ООО «МРК-ПРОЕКТ» и ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», возможна и необходима реконструкция Сочинского морского торгового порта, при которой часть его акватории будет трансформирована в новое функциональное качество – марину емкостью более 250 яхт.

Спортивная марина в устье реки Бзугу, имеющая оградительные сооружения общей протяженностью более 250 м, в принципе не в состоянии обеспечить безопасную стоянку крейсерских яхт. Необходимо полное изменение конструктивно-компоновочной схемы акватории со строительством новых оградительных ГТС и реконструкцией или частичной разборкой существующих ГТС. Выполнение реконструкции марины возможно без вывода ее из эксплуатации.

В 2011 г. администрация Краснодарского края решила вернуться к программе формирования района интенсивного яхтинга, предложив реализовать первую очередь этой программы в количестве 11 марин. Макет всего Черноморского побережья России с размещением первых 11 марин был представлен на важнейшем международном экономическом форуме MIPIM-2012 в Канне (Франция) и вызвал огромный интерес. Соответствующая макету схема учитывает возможные варианты размещения марин. Разработаны проекты планировки марин, предусмотренных первой очередью программы.

Благодаря воплощению концептуальных предложений по созданию современных объектов яхтинга на Черноморском побережье России будут достигнуты следующие результаты:

- градостроительные: качественное улучшение функционального использования прибрежной рекреационной зоны; предупреждение бессистемной застройки прибрежной полосы; изменение архитектурного облика рекреационно-урбанизированных комплексов внесением принципиально новых элементов; создание района интенсивного яхтинга как элемента средиземноморского морского туризма;

- экономические: повышение привлекательности региона для туристического контингента широкого спектра; привлечение инвестиций на побережье; стимулирование развития новых отраслей промышленности в регионе; увеличение гостиничной емкости морских городов-курортов;

- социальные: создание новых рабочих мест в различных городских сферах – строительстве, бытовом обслуживании, общественном питании и др.; развитие периферийных районов побережья; полноценное задействование рекреационных ресурсов в климатолечении;

- экологические: оздоровление территории побережья и приурезовой акватории; позитивное влияние на литодинамику побережья и развитие биоценоза. 

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.