журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   
Марина Терехович,
искусствовед, член правления Общероссийской ассоциации искусствоведов, член МСХ

ХУДОЖНИК И МОСКОВСКОЕ МЕТРО
Размышления об итогах конкурса на оформление новых станций Московского метрополитена.

Художественный мир метрополитена разнообразен. Это могут быть мозаики, скульптура, витражи и иные монументально-декоративные произведения, менее претенциозные объекты: реклама и фотография, а также археологические артефакты, открывшиеся в ходе строительства. Метро – явление культуры в самом широком смысле: по нему можно судить об уровне инженерии, об уровне цивилизованности, об истории и перспективах социального развития.

Образ московского метро в массовом сознании сложился благодаря присутствию в нем творчества художников-монументалистов. В этой небольшой статье хочется коснуться судьбы данного вида деятельности в контексте намеченного до 2020 г. расширения сети метрополитена и появления нескольких десятков новых станций.

Сегодня немного грустно читать строки Ильи Ильфа и Евгения Петрова в газете «Правда» за 1935 г., посвященные открытию первой линии метрополитена Парк Культуры – Сокольники: «В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры – люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие свое тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками, – спустятся в метро. Они увидят... неожиданно громадные сияющие залы подземных станций… Тридцать вокзалов, одетых в мрамор, гранит, медь и разноцветный кафель».

Ныне «великие страсти» бушуют и в метро...

Дворцовый характер московского метро постройки 1930–1950-х гг. до сих пор вызывает восхищение у толп иностранных туристов. Но для повседневной жизни подобное выглядит анахронизмом. Существовавшая на протяжении шести десятилетий задача художника как оформителя конструкций изобразительными элементами сходит на нет. Исчезла идеологическая подушка, на которой восседало советское монументальное искусство, призванное выражать свое время и прославлять его свершения. Метро лишилось ауры сакрального объекта, модели мира и стало ординарным транспортным средством для миллионов спешащих людей. Функциональная целесообразность порождает эстетику другого порядка. Дизайн выходит на первый план, оттесняя монументальный декор. Насколько готовы выпускники наших художественных вузов к такой ситуации?

В первой половине 2012 г. секция художников монументально-декоративного искусства Московского Союза художников осуществила своего рода эксперимент. Правление предложило членам секции подумать над оформлением новых станций и представить свои идеи на выставке в виде форэскизов.

Благодаря многолетним творческим контактам с «Метрогипротрансом» были получены предварительные архитектурные решения более десятка планируемых станций. Художникам предстояло продемонстрировать свое видение нового образа легендарного транспортного объекта.

Задача крайне сложная. Необходимо иметь развитое концептуальное мышление, уметь соотнести требования эстетической выразительности с требованиями архитектурной логики и конструктивными особенностями станций. В предыдущие десятилетия работа художника шла в тесном контакте с архитектором и инженером-конструктором. В нашем случае он был один на один с объектом, так как речь шла не столько о прагматическом решении, сколько о визуальном прорыве.

На вызов откликнулись члены секции, представляющие разные поколения: от мэтров, имеющих опыт оформления метро, до недавних выпускников вузов и их преподавателей. Итог – около 100 форэскизов. В залах МСХ в Старосадском переулке была устроена выставка, которую посетили главный архитектор «Метрогипротранса», президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков и его коллеги. Увиденное вызвало положительные эмоции, и было решено предложить художникам поработать над обликом уже одной конкретной станции в виде конкурсного задания. Выбор пал на станцию «Суворовская». Она была запроектирована еще в 1950-е гг. на Кольцевой линии в районе театра Советской армии (ныне Центральный государственный театр Российской армии), но была законсервирована на определенном этапе, и теперь ее предстоит достроить.

В конце мая были подведены итоги конкурса. Если обобщить результаты обеих стадий, то можно констатировать, что большинство проектных предложений были традиционны по подходу (материалы, техники, выбор тематики, ее иллюстрирование). Их авторы не вышли за рамки наработок монументалистов 1980-х гг., когда конструктивные поверхности без боязни осваивались декоративными композициями. Путевые стены, пилоны, потолок, пол – все стало предметом творческого исследования. В последние годы практически нет объектов общественного назначения, где художник мог бы проверить себя. При работе над форэскизами каждый открыл для себя много полезного, и это явилось важным моментом в осознании профессии.

Надо отметить, что возможности беспредметных средств выразительности – цвета, света, игры геометрией форм – не получили достойного отражения.

Возникает вопрос, насколько уместно изображать в метро деревья и прогулки, портреты знаменитостей, старинные усадьбы, облака и рыбок, орнаментальные увражи и т.п.? Насколько современное метро с его сумасшедшим темпом может быть местом для созерцания, для восприятия традиционных форм искусства? Будут ли они замечены пассажирами, уткнувшимися в гаджеты? Нужно ли, фигурально выражаясь, пятиться спиной в будущее?

В целом нового облика метро не случилось. Покинули пределы искусства в его классическом понимании – с ориентацией на создание шедевров, а к арт-дизайну, с его ориентацией на интеллектуальность и гуманизацию передовых технологий, не пришли. Зависли в неком смысловом вакууме.

Если уж оглядываться назад, то стоит вспомнить, как сформирован Алексеем Николаевичем Душкиным образ знаковой «Маяковской». Вспомнить, что в орнамент пола главного нефа станции 1938 г. архитектор включил «Квадрат» Казимира Малевича как дань футуристическому прошлому поэта. Писатель Юрий Олеша о памятнике Маяковскому высказался так: «В Москве два памятника Маяковскому: один – статуя, к которой он, по всей вероятности, отнесся бы строго, и другой – станция метро его имени, от которой он, влюбленный в индустриальное, несомненно пришел бы в восторг… эта станция – стальная кофта Маяковского – сказало мне воображение». Композиции прекрасного художника А.А. Дейнеки в исполнении прекрасного мастера-мозаичиста Академии художеств В.А. Фролова ничего не могли добавить. Они были вынужденным завершением куполов, облегчающих конструкцию. В первоначальном варианте архитектор запроектировал «перископы», через которые свет должен был литься на центральную ось станции.

Если бы участники конкурса вплотную сотрудничали с архитекторами, возможно, его результат был бы более оптимистичным, но насколько зодчим это сегодня нужно? Ведь их проектные наработки, несмотря на необходимость стандартизации и экономии денежных средств, даже в пределах типовых решений отличаются оригинальной игрой и дизайнерскими новациями. Сегодня архитектурная мысль бурлит. Прерогатива же монументалистов во второй половине ХХ в. была временным явлением, порожденным стечением социально-психологических, политических, эстетических и прочих обстоятельств. Это прекрасно понимали ведущие художники-монументалисты тех лет, такие, например, как широко образованный, философски мыслящий Андрей Владимирович Васнецов.

Среди форэскизов, представленных на этапах конкурса 2012 г., хочется выделить несколько.

Во-первых, два предложения для станции «Суворовская»: одно – соавторов художника Антона Работнова и скульптора Бориса Черствого, второе – художника Юрия Сычева (оба проекта были отмечены жюри).

В основе первого форэскиза – карты знаменитых сражений великого полководца. Главный неф посвящен переходу А.В. Суворова через Альпы (интерпретированному как «сквозь Альпы»). Пилоны решены крупным рельефом из искусственного камня с включением изображений батальных сцен и изречений генералиссимуса. На каменном полу зала – следы прохода войск (колеи от колес телег, отпечатки солдатских сапог и лошадиных подков).

Ю. Сычев уловил дух, который в нашем сознании стилистически объединяет столь разнящиеся станции Кольцевой линии. Его же оформление для одной из типовых станций глубокого заложения отмечено пониманием архитектоники и деликатным «подчеркиванием» растительным орнаментом задумки зодчих.

Оформление Екатерины Бубновой для станций «Шелепиха», «Петровский парк» и пяти других станций третьего пересадочного контура решено как единая композиция. Каждая из семи частей-станций выполнена в своем колорите с использованием цифровой печати, имитирующей витраж. Скупые по форме и цвету абстрактные композиции дополнены тестами, раскрывающими историю происхождения названий станций.

Предложения Владимира Николаевского и Даниила Руйбиса для «Лесопарковой» просты и ненавязчивы по художественному решению: минимум средств, всего лишь цвето-световой аккомпанемент пространства, отказ от дорогостоящих природных материалов.

Решение Владимира Мельничука, напротив, многословно. Игрой воображения он создал активное пространство в духе фэнтези. Это, пожалуй, самый экстравагантный из представленных форэскизов.

В заключение нужно сказать, что опора нынешних художников-монументалистов – в индивидуальных творческих возможностях, которые могли бы привлечь внимание потенциальных заказчиков. Но для их стимуляции не хватает открытых конкурсов в области благоустройства общественной среды столицы, элементов ее инфраструктуры, отдельных сооружений, в том числе метро. Без этого происходит неизбежная депрофессионализация, начиная с этапа вузовского обучения.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.