журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Василий Никифоров

НОВЫЕ МОСКОВСКИЕ ШКОЛЫ

Школьные здания по индивидуальным проектам на месте довоенных построек.

Ситуация со зданиями московских школ довоенной постройки, расположенными в основном в сегодняшних границах Центрального административного округа, уже давно была, ввиду их ветхости, однозначно тревожной. Не было средств на капитальный ремонт, тем более на новое строительство. Да и у городских властей не было воли на действия по выходу из состояния стагнации, в котором находилась вся система столичного образования.

В 1990-х гг. положение стало критическим. Не говоря о моральном износе (школы не отвечали современным требованиям обучения), физический износ достиг такой степени, что некоторые школы довоенной постройки пришлось закрыть в связи с аварийным состоянием.

Анализ состояния образовательных учреждений на конец 1999 г. показал, что 46 школьных зданий подлежат первоочередному сносу ввиду невозможности дальнейшей эксплуатации, а 87 школьных строений довоенной постройки требуют полной реконструкции с модернизацией.

Подтверждением необходимости незамедлительных действий явилось постановление Правительства Москвы от 28 марта 2000 г. № 236 «О состоянии и развитии материально-технической базы системы образования г. Москвы». Постановление решало основную задачу переустройства отрасли «Образование», устанавливая объемы бюджетного финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта школ на 2000–2005 гг.

Принятая программа была обозначена столичным правительством как приоритетная. Упор в ней делался на разработку индивидуальных проектов школьных зданий.

 В 2002 г. ОАО «ЦНИИЭПгражданстрой» в соответствии с постановлением от 28 марта 2000 г. была поручена разработка проектно-сметной документации школы № 342(348) (в настоящее время № 1429) по адресу: ЦАО, Переведеновский пер., вл. 11. Завершение строительства объекта было намечено на 2005 г. Школа относится к средней полной школе ?, ??, и ??? ступени вместимостью 550 учащихся (22 класса) и наполняемостью классов 25 человек.

На территории школьного участка площадью 0,75 га (всего 13,6 кв. м на одного учащегося) находилось здание школы довоенной постройки (1937), подлежащее сносу. Участок расположен на пересечении Переведеновского и Балакиревского переулков в окружении жилой застройки (4, 6, 14, 16 этажей) разного времени строительства и разной степени архитектурного достоинства, а также 9-этажного административного здания.

Требовалось максимально компактное решение объема школьного здания. Компактное, но не упрощенное – решили мы. Творческие поиски привели к варианту размещения самых крупных по площади и объему двухсветных элементов школы – зрительного и спортивного залов – по вертикали, друг над другом. Это существенно сокращало площадь застройки и, соответственно, увеличивало площадь озеленения участка.

Разностильность близлежащих зданий требовала создания нового индивидуального образа, способного выполнить объединяющую функцию в окружающей застройке и вместе с тем максимально отвечающего своему основному назначению в качестве центра учебной и воспитательной работы.

Ядром планировочной композиции школьного здания стали двухсветные объемы зрительного и спортивного залов. Все остальные помещения школы поэтажно расположены по периметру центрального ядра.

Первый этаж включает вестибюльную группу с административными помещениями, актовый зал, изолированную группу мастерских и школьную столовую. Для учащихся начальных классов предусмотрен отдельный вход в здание. Блок помещений начальных классов на первом этаже имеет свой спортзал с раздевальными.

На втором этаже размещены помещения начальной школы, медицинские кабинеты и общешкольная библиотека с техническим центром, выделенные в изолированную группу. В качестве компенсации ограниченных возможностей школьного участка предусмотрен балкон для занятий с детьми на открытом воздухе.

Третий этаж отведен под учебную группу помещений основной школы. Они встроены в структуру светлых холлов и коридоров, приводящих в универсальный рекреационный зал, дополненный форумом с верхним естественным светом. На этаже расположены второй элемент центрального ядра – спортивный зал, имеющий естественное верхнее освещение, и сопутствующие помещения.

Четвертый этаж имеет неполную застройку и предназначен в основном для кабинетов, где преподаются гуманитарные предметы; также здесь расположены кабинет биологии с лаборантской и рекреация – зимний сад.

При организации интерьера ставилась задача создания пространства, максимально притягательного для учащихся. Светлые рекреации и холлы с живыми растениями, верхнее естественное освещение, плавная геометрия стен, различное цветовое решение стен и полов – все здесь вызывает положительные эмоции.

Главное – чтобы дети ходили в школу с удовольствием и интересом. Этим принципом мы руководствовались и в дальнейшем.

Директор школы Любовь Евгеньевна Хичанова, полюбившая новую школу еще когда та существовала только в чертежах, рассказывала впоследствии, что детей после окончания занятий с трудом удается отправить домой. Они под любым предлогом стараются задержаться в уютных помещениях хотя бы «еще на минуточку». Это ли не лучшая награда нашему творческому коллективу? Можно с уверенностью сказать, что задуманное получилось. Школа торжественно открылась 1 сентября 2006 г.

В 2007 г. ОАО «ЦНИИЭПгражданстрой» была поручена разработка проектно-сметной документации на строительство уже двух школ: № 1216(472) на 550 учащихся (22 класса) в Брошевском переулке, д. 21 (ЦАО) и № 566 на 675 учащихся (27 классов) на Загородном шоссе, д. 8а (ЮАО).

К этому времени действовало постановление Правительства Москвы № 529-ПП от 19.07.2005 г., регулирующее развитие материально-технической базы системы образования столицы до 2010 г. Эта программа с адресными перечнями строительства новых школ и реконструкции с модернизацией сохраняемых получила название «Образование-5». Обе школы размещались в зданиях довоенной постройки, подлежащих сносу; завершить новое строительство планировалось в 2009 г.

Положение с отведенными школьными участками было таким же, как и в Переведеновском переулке, – острая нехватка территории (15,0 и 14,6 кв. м на одного учащегося в Брошевском переулке и на Загородном шоссе соответственно). Не разгуляешься! И снова первоочередной задачей было компактное решение объемов зданий.

Участок в Брошевском переулке площадью 0,82 га имеет выраженную вытянутую форму по оси север–юг. Он расположен в квартале сложившейся (в основном 9-этажной) жилой застройки на территории ТУ «Таганское» рядом с Абельмановской улицей и кинотеатром «Победа».

Дефицит территории и конфигурация участка определили вытянутый объем здания, решенный в 3-4 уровня (этажа). Проектом заложена четкая и ясная архитектурно-планировочная структура, подчиненная функциональному назначению здания.

Все классы и основные учебные кабинеты имеют наиболее благоприятную, восточную и южную, ориентацию.

Вестибюль и рекреация третьего этажа с использованием витражей раскрыты на противоположные румбы горизонта, что позволило сориентировать эти помещения в сторону озелененных дворовых территорий примыкающей жилой застройки. Из вестибюля предусмотрен дополнительный сезонный (весна-осень) выход на развитое крыльцо и школьный участок.

Общее решение объема здания, его фасадов напрямую вытекает из принятой планировочной структуры. Светлые зальные рекреации, расположенные поэтажно одна над другой по центру объема здания, композиционно объединяют два крыла постройки. Полуцилиндрические витражи рекреаций, зенитные фонари, лестничные клетки перетекают в цилиндрические усеченные и прямоугольные вертикали. Они определяют акценты фасадов западной, северной и южной ориентации, поддерживают задуманный уровень динамики. Протяженный восточный фасад, с изломами по длине и акцентированной срединной частью, благодаря преемственности в деталях не выбивается из общего замысла. Выносы и запады отдельных частей здания (на колоннах) добавляют легкости его объему.

Одной из основных составляющих общей концепции проекта является организация светлого, жизнеутверждающего внутреннего пространства школы. Наличие таких пространств положительно влияет на эмоциональный настрой учащихся, их поведение, отношение к процессу обучения.

Для решения этой задачи в проекте активно используются витражи прямого света и зенитные фонари – как в качестве отдельных элементов, так и в комбинации.

Необычно решение лестничной клетки центральной части: один из лестничных маршей поэтажно имеет уширение, которое используется под цветники или как место посиделок учащихся во внеурочное время. Эта лестница - одно из любимых ребятами мест в школе.

Необычно решение центральной части лестничной клетки: один из лестничных маршей имеет поэтажные уширения, которые используются под цветники или как место посиделок школьников во внеучебное время. Эта лестница – одно из любимых ребятами мест в школе.

Основная, если так можно выразиться, идеологическая направленность нашего замысла – та же, что и в Переведеновской школе: школьное здание должно быть таким, чтобы дети приходили учиться с радостью и интересом.

Жилая застройка, окружавшая школьный участок, вызывала грусть: грязно-серые, потрепанные временем типовые панельные здания конца 1970-х – начала 1980-х гг. Однако параллельно со строительством школы начался капитальный ремонт жилых домов с устройством навесных фасадов из керамогранитной плитки. И цветовая гамма была наша – светло-коричневая с оранжевыми вставками. В конце концов весь жилой квартал гармонично обновился, стал привлекательным и достойным своего положения в центральном округе столицы.

Школа открылась к 1 сентября 2010 г.

Участок школы № 566 площадью 1,0 га расположен в квартале существующей жилой застройки различной этажности (9–16 этажей). С юго-востока его ограничивает Загородное шоссе, с юго-запада и северо-запада – жилая застройка, с северо-востока – внутриквартальный проезд, с которого и организован главный вход в школу.

Принятая планировочная структура здания в полной мере учитывает необходимое взаимодействие функциональных групп, участвующих в учебно-воспитательном процессе. Построение классов и кабинетов принято вертикально-горизонтальным, обще­школьная группа помещений по принципу оптимизации распределена поэтажно.

Известно, что на детскую психику положительно влияют открытые светлые интерьеры. Хорошо, если они освещены естественным светом. Еще лучше, если эти пространства перетекают одно в другое. Ребенок свободно и легко перемещается внутри этих светлых объемов – и визуально, и физически, – дополняя фантазиями свои реальные ощущения.

Эти соображения заложены в основу данного проекта.

Ядро архитектурно-планировочной композиции здания составляют центрально расположенные двухсветные помещения актового зала (1-2 этажи) и зальной рекреации основной школы (3-4 этажи) и примыкающий к ним вертикальный световой элемент, пронизывающий все этажи.

Первый этаж включает вестибюльную группу, решенную в двух уровнях, учебные помещения для первых классов, административные помещения, школьную столовую с полуторасветным обеденным залом, малый спортзал с раздевальными, изолированную группу помещений трудового обучения и медицинские кабинеты. Фойе с верхним светом приглашает всех в актовый зал с эстрадой. Для учащихся начальных классов предусмотрен отдельный вход.

На втором этаже размещены помещения начальной школы, большой спортивный зал (18х36 м) с раздевальными и общешкольная библиотека. Все помещения «нанизаны» на систему, состоящую из светлых холлов, коридоров, большой рекреации и вертикального светового элемента.

Третий этаж отведен под учебную группу помещений основной школы. Здесь же расположены полуторасветный кабинет рисования и черчения, объединенный с изостудией, имеющей верхний естественный свет; кружок музыки и пения, техцентр с Интернет-клубом; кабинеты информатики и вычис­лительной техники; кружок технического творчества. Помещения группируются вокруг зальной двухсветной рекреации, завершенной зенитным фонарем, и примыкающей к ней вертикали светового элемента.

Четвертый этаж имеет неполную застройку. Здесь находятся специализированные кабинеты основной школы и учебные кабинеты старшей школы. Принцип их расположения тот же, что и на 2 и 3 этажах.

За счет устройства системы витражей и зенитных фонарей удалось достичь взаимодействия перетекающих пространств, создающего эффект одновременного присутствия в разных частях здания. Светлый, живой «климат» внутреннего пространства школы, дополненный малыми формами с элементами озеленения, должен в полной мере содействовать успешному учебно-воспитательному процессу.

Основная архитектурная тема внешнего облика здания – «загородность», что отвечает названию улицы, где расположилась школа. Загородный мотив подчеркнут благодаря использованию металлических и бетонных пергол. Фасады, разные по трактовке, но естественно перетекающие один в другой по принципу преемственности, оставляют впечатление целостности объема школьного здания.

Торжественное открытие школы состоялось 1 сентября 2010 г.

Несколько слов о конструкции школьных зданий. Фундаменты, наружные и внутренние стены, перекрытия, колонны и балки, лестницы всех представленных объектов выполнены из монолитного железобетона. Для перегородок использованы легкобетонные камни, кирпич и гипсокартонные листы. Конструкция наружных стен: по монолитной стене – утеплитель из минеральной ваты, далее штукатурка с использованием полимерной сетки и покраска.

Школьный строительный бум в Москве, похоже, закончился. Пришли новые руководители. Объявлены новые приоритеты. Думается, однако, что не массовое, а минимально необходимое строительство новых школ должно быть продолжено: еще не все здания довоенной постройки заменены. Их реконструкция или новое строительство не должны уходить из поля внимания Департаментов образования и строительства. Иначе мы опять упустим момент и отстанем от требований времени. А ведь известно, что догонять всегда сложнее, чем идти в ногу.

За десять лет выполнения программ «Образование» разработан и осуществлен в натуре не один десяток индивидуальных проектов школ различной вместимости. Целесообразно и даже необходимо максимально эффективно использовать этот бесценный багаж, а именно:

– проанализировать реализованные за прошедшее десятилетие школьные новостройки с целью определения наиболее интересных и оптимальных архитектурно-планировочных, технологических и инженерных решений и выработки рекомендаций для возможного использования их в новых индивидуальных и типовых проектах школ;

– изучить возможность повторного применения реализованных индивидуальных проектов школьных зданий на других площадках города, что создаст альтернативу использованию типовых проектов при застройке жилых районов и микрорайонов столицы;

– внести изменения в МГСН 4.06-03 «Образовательные учреждения»,  исходя из приобретенного опыта проектирования, строительства и эксплуатации школьных зданий.

* * *

В 2012 г. школа на Загородном шоссе стала победителем открытого конкурса проектов для повторного применения «Детское образовательное учреждение», проводившегося Национальным объединением проектировщиков; проект награжден дипломом лауреата XIII Международного фестиваля архитектуры и дизайна «Под крышей дома…» в номинации «Общественный интерьер».

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.