журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Анна Ильичева,
Татьяна Эфрусси

Баухауз в Москве

Галерея ВХУТЕМАС, 24 октября - 29 декабря
В рамках Года Германии в России 2012/2013

Выставка «Баухауз в Москве» – первая и уникальная в своем роде, именно поэтому Гёте-Институт поддержал наш проект и включил в программу Года Германии в России 2012/2013. Мы не представляем знаменитую германскую школу Баухауз с точки зрения предметного дизайна – такие выставки постоянно проходят в Европе – и не ограничиваемся показом художественных работ выдающихся представителей Баухауза – авторские экспозиции периодически готовят крупные российские и германские музеи. Мы хотели представить Баухауз как архитектурно-художественный и даже социально-политический образ, который сложился у советской публики в 1920-х – начале 1930-х годов. С помощью документов, писем, изображений, фотографий и комментариев современников мы представляем четыре выставки, которые прошли в Москве с участием художников и архитекторов Баухауза или были ими организованы.

«Баухауз в Москве» – это выставка о выставках, интерпретация интерпретаций, а не реконструкция. «Дом строительства», «красный Баухауз», «школа креативности» – развенчивая и подтверждая мифы о Баухаузе, мы стремимся понять, что же в действительности объединяло знаменитую германскую школу и советскую художественную жизнь того периода. Этот «русский» ракурс призван осветить одну из самых интересных страниц истории Баухауза. Взаимоотношения с СССР были напрямую связаны с идеей социального реформирования, заложенной в фундамент Баухауза, и колебались от глубочайшего взаимного интереса до столь же взаимного разочарования и отторжения.

Баухауз родился в момент кризиса, охватившего германское общество после катастрофы мировой войны, которая поставила под сомнение европейский культ индивидуума и его ценности. Основатель Баухауза Вальтер Гропиус и многие из будущих мастеров школы пытались найти выход из этого кризиса в социализме и анархизме и активно участвовали в таких радикально настроенных художественных объединениях как «Рабочий совет по искусству» (Arbeitsrat fur Kunst) или «Ноябрьская группа» (Novembergruppe). Два «Воззвания», которыми обменялись Художественная коллегия отдела ИЗО Наркомпроса и «Рабочий совет по искусству» в 1919 г., служат своего рода прологом к экспозиции. Спустя несколько месяцев был издан «Манифест» Баухауза, и нет сомнений, что В. Гропиус и мастера школы продолжали с интересом и надеждой вглядываться в «пламя на Востоке» – послереволюционную Россию.

Следствием этого интереса стало участие мастеров Баухауза в «Первой всеобщей германской художественной выставке в Советском Союзе» (1924–1925), которую проводил комитет Международной рабочей помощи (Межрабпом). Эта выставка имела яркую политическую окраску и потому сопровождалась конфликтом с официальными представителями Германии в СССР. Что же касается экспонатов, то живопись и скульптуру Л. Мохой-Надя, графику П. Клее, работы Й. Иттена публика рассматривала как устаревший формализм, подражательный по отношению к русскому опыту. Наиболее характерные произведения Баухауза – изделия мастерских – в Россию привезены не были.

Благодаря включению первого каталога школы «Staatliches Bauhaus in Weimar. 1919–1923» в экспозицию выставки «Революционное искусство Запада» (1926) левые симпатии Баухауза обозначились еще раз, хотя никакого прямого обращения к политическому радикализму в этом издании нет.

С «тотальным» подходом Баухауза московскому зрителю довелось впервые познакомиться на «Первой выставке современной архитектуры», организованной конструктивисткой группой ОСА (Объединение современных архитекторов) в здании ВХУТЕМАСа на Рождественке летом 1927 г. Дизайн Баухауза выделялся среди несколько однообразного архитектурного конструктивизма и привлек к себе большое внимание. Контакты Баухауза с ОСА и ВХУТЕМАСом окончательно укрепили мнение, что Баухауз – почти что «наш».

В 1930 г. директор Баухауза Ганнес Майер, уволенный в результате политического скандала, уехал в СССР. Вскоре за ним последовали несколько бывших студентов, намеревавшихся включиться в «социалистическое строительство» первой пятилетки. Через год Г. Майер организовал выставку «Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера, 1928–1930», освещавшую попытку «перестроить этот институт в «Красный Баухауз» – марксистское архитектурное учебное заведение». Этот строгий, «дешевый» и политически ангажированный Баухауз, который представил в Москве Майер, был так не похож на сложившийся образ школы, что единственная «персональная» выставка Баухауза в России большого успеха не имела.

Раздел выставки «Баухауз – ВХУТЕМАС. Люди» посвящен истории отношений двух образовательных центров. Поскольку институциональных контактов было немного, этот сюжет в основном раскрывается через призму личных историй баухаузовцев, связанных с ВХУТЕМАСом и его «наследниками» (ВХУТЕИН и АСИ).

Баухаузовцев Советская Россия манила как место, где цель школы – работа для общества, для народа – могла быть воплощена в действительность. Тем трагичней, что тех, кто решился на окончательный переезд в СССР, ждала тяжелая история адаптации к реальности 1930-х, а во многих случаях – смерть в годы сталинских репрессий.

На выставке «Баухауз в Москве» представлено более 100 материалов: документы, фотографии, иллюстрации, публикации, фрагменты официальной и личной переписки, хранящиеся в германских и российских архивах и музеях. Наверное, эти материалы впервые соседствуют друг с другом, объединенные единым выставочным сюжетом: «Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе» (1924–1925), «Революционное искусство Запада» (1926), «Первая выставка современной
архитектуры» (1927), «Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера» (1931). Среди участников экспозиции – Фонд Баухауз Дессау, Баухауз-архив в Берлине, Государственный архив РФ (ГА РФ), Главный государственный архив Тюрингии в Веймаре, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, Фонд Гунты Штельцль и коллекционер Алекс Лахман. В экспозиции представлены подлинники из собрания Музея МАРХИ: плакат и каталог выставки СА 1927 г., личное дело Ганнеса Майера. Некоторые материалы обнародованы впервые.

Выставке предшествовало научное исследование, проведенное Музеем МАРХИ при поддержке германских центров изучения Баухауза – Фонда Баухауз Дессау. Работа в германских и российских музеях и архивах велась около года. Можно сказать, что мы презентуем результаты исследования в такой творческой художественно-пространственной форме как выставка. Стоит добавить, что кроме научно-выставочной составляющей проект «Баухауз в Москве» предполагает образовательную часть, включающую практический мастер-класс для студентов, а также лекции и показы фильмов для аудитории разного возраста, интересующейся архитектурой и искусством, а также культурой Германии.

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.