журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

 Константин Коновальцев,
руководитель мастерской, президент ЗАО «АРСТ», член СА России и СМА

Проекты мастерской «АРСТ»
Нестандартные решения для социальных объектов


В течение ряда лет наша мастерская участвует в выполнении городской программы строительства объектов социальной сферы по заказу Правительства Москвы. Стартовав с трех индивидуальных проектов блоков начальных классов на 300 учащихся в Северо-Восточном округе Москвы, мастерская на текущий момент разработала около 20 индивидуальных проектов школьных зданий, ряд которых реализовала строительством, а также проект колледжа художественных ремесел. Свою задачу мы видим в создании ярких, отличающихся от общепризнанных стандартов, лишенных намека на казенность школ, архитектура которых удачно вписывается в окружение и обогащает сложившуюся среду, а пространство интерьера продолжает архитектуру фасадов.

Проекты школьных зданий мастерской «АРСТ» (АРСТ – Архитектура, Реконструкция, Строительство, Технологии) удостоены ряда дипломов и наград, среди которых национальная архитектурная премия «Хрустальный Дедал» за лучший реализованный проект – главная награда Международного архитектурного фестиваля «Зодчество-2009», диплом Туринской архитектурной выставки 2008 г., звание лауреата конкурса «Лучший реализованный проект 2009 г. в области инвестиций и строительства», Премия города Москвы 2011 г. в области литературы и искусства и др.

Хотелось бы подробнее остановиться на трех наших проектах, два из которых построены, а третий ждет воплощения. С него и начнем.

Колледж художественных ремесел

Многострадальный проект колледжа художественных ремесел имеет на редкость богатую историю и изо всех сил борется за право быть наконец реализованным.

Посудите сами. Появившись в 2005 г., он прошел через решение тяжелейшей проблемы недостаточной площади участка, тяжбу за освобождение территории от самозахвата, пережил изменение функций (на театральный колледж), несколько корректировок в погоне за стремительно меняющимися нормативами, познал «кусочек славы» – получил сертификат Всемирного конгресса архитектуры в Турине, но ни разу не доходил до экспертизы: то колледж не включали в план строительства, то вмешивался кризис, то сменялись местные власти. Все шло к тому, что он пополнит список несостоявшихся проектов.

Поэтому предложение нового заказчика в лице ЗАО «УКС «НАУКА» в конце 2012 г. поработать над очередной корректировкой колледжа на предмет вывода его, наконец, в Мосгосэкспертизу прозвучало довольно неожиданно и было встречено нами с осторожным оптимизмом. Ну не должен он после таких мытарств и затраты колоссальных усилий бесследно исчезнуть! Хотя…

И все-таки мы рискнули. Очередная корректировка под очередные изменения нормативных требований (ужесточились противопожарные и другие требования, площадь же участка осталась прежней, и чтобы удержаться в рамках новых регламентов, пришлось снова придумывать что-то нестандартное, но не противоречащее «убегающим» нормам) все-таки привела нас в Мосгосэкспертизу.

Колледж художественных ремесел на 400 учащихся располагается на ул. Вятской, д. 37, на участке площадью 0,55 га в глубине парковой территории, в 100 метрах от творения Константина Мельникова – клуба фабрики «Свобода».

Сказать, что участок мал, значит не сказать ничего. Поэтому для размещения всего набора необходимых помещений пришлось заглубить здание в землю, осветив часть помещений зенитными фонарями, а недостающие площади дворовой территории искать на эксплуатируемых кровлях первого и четвертого этажей.

Часть объема колледжа подняли на колонны, освободив столь необходимую дворовую территорию; прогулочные и озелененные площадки разместили на инверсионных кровлях.

Помещения колледжа разместили на четырех этажах, причем главный вход в вестибюльно-административную группу осуществляется со второго этажа по эксплуатируемой кровле первого.

Комплекс колледжа имеет сложную в плане форму, подчиненную не только функциям, но и условиям участка. Динамика объемов обусловлена светоклиматическими условиями, при этом рекреационные зоны колледжа раскрыты на парк.

Архитектура комплекса работает совместно с конструкциями и лишена украшательских элементов, позволяя детали появляться лишь там, где это обосновано. Цветовое решение базируется на контрасте белого и терракотового, перекликаясь с обликом клуба К. Мельникова.

Проект награжден дипломом Туринской архитектурной выставки 2008 г.

  

Учебный корпус школы № 1311 с этнокультурным еврейским компонентом образования

Пристройка к школе № 1311 на 200 учащихся (Москва, ЮЗАО, Ленинский пр-т, д. 97-1) размещена в северной части общей территории школы № 1311, школы-интерната и кадетского корпуса, объединенных расположенным в центре спортивным полем совместного пользования и общим ограждением.

Школа № 1311 с новым учебным корпусом с северо-запада граничит с Ленинским проспектом, с северо-востока – с территорией Консульско-правового отдела посольства Германии, с востока – с территорией школы-интерната, с южной стороны – с территорией кадетского корпуса. С юго-восточной стороны общей школьной территории расположен природный историко-архитектурный и рекреационный комплекс «Усадьба Воронцово».

Участок для размещения пристройки имеет форму треугольника, что и продиктовало композиционное решение.

Пристройка объединена с существующей школой переходом (начиная с подвальной части и до третьего этажа) и функционально подразделена на два объема, соединенных между собой переходами в уровне второго и третьего этажей: блок учебных помещений и блок общественного назначения (совместного пользования с существующей школой № 1311), включающий столовую, спортивный зал и библиотеку.

Парадно-рекреационная зона с основным входом предусмотрена общей со школой и ориентирована на Ленинский проспект. Также запроектирована автономная входная группа с вестибюлем (с отдельным лестнично-лифтовым узлом) и гардеробом.

На первом этаже размещены вестибюль с гардеробом, помещения 1 классов со спальней-игровой, столовая на 275 посадочных мест, кабинет национальных традиций, библиотека; на втором этаже – помещения 2–4 классов, учительская, универсальные помещения групп продленного дня, спортивный зал с вспомогательными помещениями; на третьем – учебные классы и кабинеты для 2–4 классов, группа медицинских помещений, актовый зал на 330 мест с эстрадой и артистическими; туалеты предусмотрены на всех этажах.

Проект занял 2 место во II открытом архитектурном конкурсе Приволжского федерального округа  «Архновация 2013».

Блок начальных классов школы № 274

Блок начальных классов на 300 учащихся (12 классных помещений) размещен на территории существующей школы (Москва, СВАО, ул. Тихомирова, д. 6), расположенной внутри жилого квартала. Ввиду сложности конфигурации участка, его стесненности, наличия взрослых деревьев блок начальных классов запроектирован на единственно возможном участке в северной части территории.

Проект предусматривает зонирование территории. Главный фасад и вход блока начальных классов ориентированы на противоположную сторону от главного фасада и входа в основное здание школы и «работают» на ул. Тихомирова, заново формируя линию застройки, «осовременивая» ее, закладывая черты парадности.

В целях сохранения баланса озеленения и обеспечения подъезда пожарной техники с восточной и западной стороны блока устроено совмещенное газонное покрытие.

Объемно- и архитектурно-планировочные решения здания продиктованы реальными возможностями сложившейся территории школы, конфигурацией участка, рациональным подходом к блокировке нового и существующего объемов. Блок запроектирован трехэтажным, сложной динамичной формы.

Функционально весь объем и каждый этаж имеют четкое деление. Поэтажное функциональное разграничение обеспечивается центральным рекреационным холлом, соединяющим главный вход и переход в существующее здание школы. Над рекреационным холлом запроектирован световой фонарь, придающий легкость объему большого зального помещения.

Блок начальных классов решен с использованием современных приемов и материалов. Яркое цветовое решение фасадов обусловлено назначением объекта, обеспечивает его узнаваемость, способствует положительному восприятию детьми здания, в котором они проводят большую часть дня.

Архитектурная выразительность корпуса базируется на возможностях монолитного железобетона и достигается за счет пластичности фасадов с выступающими и западающими плоскостями, контраста глухих и остекленных витражных поверхностей, активной цветовой и фактурной гаммы.

Авторы проекта награждены дипломом смотра-конкурса «Качественная архитектура 2013».

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.