журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Мария Кузьменко,
дизайнер, журналист,
окончила архитектурный факультет
Эдинбургского университета

Разноцветные детские города.
новое в дизайне школ: опыт Франции, Португалии и Англии

Наверное, каждый помнит свою школу: длинные коридоры, строгие классные комнаты… Люди постарше представляют деревянные дощатые полы цвета грязного бордо и коридоры, крашенные синей масляной краской. Следующее поколение выросло в менее мрачных интерьерах: светленький линолеум на полу и бежевые стены как фон для всевозможных плакатов и кашпо с цветами… Дизайн школы? Школьным помещениям следовало быть «спокойными» – чтобы дети «не шумели» и «не отвлекались». Школьные помещения были четко подразделены на классные комнаты, спортивные и актовые залы. Активные цвета в интерьере практически не использовались. Строили в основном из железобетона.

Но с годами методы обучения меняются, а вместе с ними меняется и дизайн школьных зданий. Педагоги все больше и больше внимания уделяют всевозможным занятиям, помогающим детям разных возрастов играть и учиться вместе. А для этой цели требуются просторные и яркие пространства, дизайн которых положительно влияет на психологическое состояние детей, помогает им развивать воображение и социальные навыки. Стандартное, исключительно функциональное зонирование и блеклый декор остаются в прошлом. Сегодня архитекторы и дизайнеры используют широкую палитру различных материалов и цветов. В результате новые школы больше похожи на яркие современные города, где есть место и для игры, и для учебы, где есть возможность и спрятаться, и быть на виду, где удобно «шумным» и уютно «тихоням».

То, что окружающее пространство влияет на психику детей и на учебный процесс, было доказано неоднократно. Совсем недавно британское архитектурное бюро Nightingale Associates провело исследование, которое еще раз подтвердило эту теорию. В течение года сотрудники бюро анализировали уровень успеваемости детей в семи школах, расположенных в Блэкпуле, на северо­-западе Англии. Архитекторы оценивали освещенность, уровень шума, температуру и качество воздуха в классных комнатах и общественных пространствах. По результатам исследования, в школах, где эти показатели были на хорошем уровне, успеваемость в среднем на 25% выше, чем в школах с менее благоприятными условиями.

Стало окончательно ясно: в помещениях, где много света, цвета и свежего воздуха, дети учатся и чувствуют себя лучше. Для создания таких условий архитекторы используют не только дизайн и декор. Уникальные объекты появляются и благодаря инновациям в сфере технологий: в ход идут новые материалы, которые обладают хорошими акустическими показателями и помогают сберегать энергию.

Французская архитектурная команда AAVP в конце 2011 г. построила школьное здание на севере Парижа, в Сен-Дени (школа Tino). В здании находятся детский сад и начальная школа, рассчитанные на 600 детей. Здесь 27 классных комнат, некоторые из которых отведены под групповые занятия и игры. Здание выстроено на месте бывшей фабрики. Архитекторы отдали дань прошлому, сохранив кирпичную заводскую трубу. При этом весь дизайн сделан так, что дети чувствуют себя в здании очень комфортно.

Главный элемент дизайна – орнаментальный деревянный фасад, благодаря которому здание похоже на драгоценную шкатулку. Основная часть постройки выполнена целиком из дерева. Части школы соединены друг с другом пешеходными мостами. В центре – двор для игр и прогулок. Заменяющие глухой забор перфорированные золотистые алюминиевые панели, украшенные графическими узорами, переливаются на солнце. В интерьерах использованы яркие цвета и натуральные материалы, которые помогают зонировать помещение лучше любых перегородок. Благодаря продуманным архитектурным решениям школа больше похожа на маленький детский городок.

Еще один пример школы, где продуманно используются яркие цвета и которая походит на «детскую улицу», – школа Braamcamp Freire, расположенная недалеко от Лиссабона. Здание школы было построено в 1986 г., а в начале 2012 г. архитектурная команда CVDB осуществила ее реконструкцию. Изначально школа состояла из пяти павильонов; архитекторы соединили их при помощи просторных коридоров, позволяющих детям легко перемещаться из одного здания в другое. Коридоры-мосты предназначены для встреч и игр. В центре школьной территории – двор-площадь.

Дизайн школы Braamcamp Freire – хороший пример реконструкции здания павильонной типологии 1980-х, которая уже не так актуальна. Благодаря современным приемам дизайна обновленная школа в гораздо большей степени приспособлена для детей. Тут все дело в хорошо продуманных деталях и в использовании технологически инновационных материалов. Например, простой прием: в школе очень много мансардных окон в дополнение к обычным. В итоге все здание пронизано светом. В переходах, соединяющих павильоны, сделаны специальные ниши-вырезы, в которых школьники могут посидеть, отдохнуть и пообщаться. Центральная лестница школы раскрашена в яркие, жизнерадостные цвета. А еще стены в коридорах сделаны из специального акустического материала, который препятствует проникновению лишних звуков в учебные помещения. Это позволяет одним детям сосредоточиться на учебе, в то время как другие играют.

Всем известно, что центральный двор – это чуть ли не главное место в школе. В двух приведенных выше примерах он представляет собой «площадь» в детском «городке». Но этот центр может находиться и внутри самого здания. Архитекторы Foster+Partners в 2008 г. построили в Беркшире школу, центральным элементом которой служит крытый атриум. Langley Academy представляет собой трехэтажное здание, центральный атриум которого вмещает ни много ни мало 1150 учащихся! В образовательной программе этой школы упор делается на точные науки. Поэтому некоторые приемы дизайна позаимствованы из арсенала научно-исследовательских комплексов. Проектируя школу, архитекторы руководствовались идеей создания своеобразной крытой улицы. Вся общественная жизнь школы протекает внутри атриума, в который можно пройти из всех классных комнат, расположенных в трех «цилиндрах», пронизывающих атриум по всей высоте. В «цилиндрах» находятся 10 лабораторий для занятий химией, физикой и биологией. В целом школа чем-то напоминает современный выставочный комплекс.

У Langley Academy есть своя технологическая изюминка: конструкция здания позволяет потреблять на 20% меньше воды и сократить использование угля на 150 тонн в год по сравнению с обычными школьными зданиями со сходными параметрами и количеством учащихся. На крыше установлены батареи, преобразующие энергию солнца. Дождевая вода также собирается при помощи специальных отводов. В специальном помещении установлены дисплеи, отображающие процессы получения, преобразования и потребления энергии. Таким образом, само здание школы наглядно демонстрирует в действии современные энергосберегающие технологии и служит объектом изучения для детей, любящих науку.

Во всех описанных примерах архитекторы руководствовались главным принципом – создавать помещения, в которых детям и подросткам комфортно; помещения, которые сами по себе – самим фактом существования, своей конструкцией – обучают детей. Главная идея проектов: обучение должно протекать в среде, помогающей развивать воображение и творческое начало. В среде, не оторванной от реального мира и при этом яркой и дружелюбной – как эти разноцветные «детские города».

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.