журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | «Он лепит образы из сокровенных впечатлений» …

Эти слова о скульпторе Андрее Балашове принадлежат Зурабу Церетели, который считает его дарование незаурядным и самобытным: «Его художественные достижения основаны на блестящем владении художественным ремеслом и умении поставить на службу своему творчеству все богатство европейской культуры». И с этой высокой оценкой невозможно не согласиться... 
Андрей Балашов родился в 1957 году в Малаховке Московской области. Здесь, в изостудии Дома пионеров, он начал свой путь в искусстве. Руководителем студии был замечательный педагог Н.А.Карманов. Выпускник ВХУТЕМАСа, он сумел разглядеть специфику дарования Андрея и сориентировал его на занятие скульптурой.
Следующий этап художнической биографии
учеба в Московской средней художественной школе. Хотя учеба шла успешно, поступить в суриковский институт удалось лишь со второй попытки, а в течение года Андрей посещал в качестве вольнослушателя мастерскую М.Ф.Бабурина. Бабурин был наставником жестким, но ценил в студентах самостоятельность мышления, его привлекала недюжинная воля и ясная, убежденная позиция Андрея. На диплом Балашов вышел в значительной степени сформировавшимся художником. Определилась и одна из тем, которая обозначила круг его творческих интересов, - это мир М.А.Булгакова. Сам образный строй произведений писателя оказался близок типу авторского мышления Балашова, в равной степени открытого и исключительно значимому в скульптуре осязаемому плотскому началу, и сакральной, не доступной не только непосредственному видению, но и аналитическому восприятию составляющей бытия. Она постигается лишь особым способом созерцания, которым дано владеть художникам и мистикам.
И сам диплом, и созданный позднее проект памятника Булгакову, приобретенный Государственной Третьяковской галереей, имели двоякую природу: конкретность образа, подкрепленная убедительными деталями, соединялась с отстраненностью писателя от бесконечно утомившей повседневности. Булгаков сидит в кресле, откинувшись на спинку кресла и сохраняя внутреннее, не отпускающее напряжение, которое вызвано отнюдь не внешними причинами. Созидание внутреннего мира - вот тема этой работы.
По окончании институт Андрей был призван в армию, служил в ЦСКА. В это время он создает серию портретов известных советских спортсменов - А.Карпова, И.Родниной, Е.Гришина. Присущие спорту борьба, порыв, сопротивление, умение не потерять цель оказались очень созвучны духу скульптора.
В 1984 году Балашов вступает в Союз художников СССР. С этого года он постоянно работает в доме творчества в Переславле-Залесском. Здесь, среди ярких индивидуальностей, скульптор создает целый ряд портретов, отмеченных остротой пластических и психологических характеристик - «Критик А.М.Членов», «Портрет искусствоведа А.Шумова»… В ряду портретов людей искусства особое место занимают бюсты-портреты актеров Малого театра, хранящиеся ныне в музее им. Бахрушина.
В поисках выразительных средств Балашов обращается к различным материалам: камню, бронзе, глине… «Пришелец », делающий первые шаги в этом мире малыш, выполнен в шамоте, портрет живописца Н.Ватагина вырезан из дерева.
Одним из первых в своем поколении скульптор обращается к притчево-мифологическому жанру (цикл «Миф» и др.). Это мифология в первоначальном смысле слова: выражение пластическим языком основ миропонимания, а не иллюстрация хорошо известного сюжета. Зачастую традиционная тематическая канва реализуется в стилистике, соединяющей классические, архаичные и ультрасовременные пластические решения. Так, древнейший образ слияния человека с силами природы раскрыт в свободной пластике и с современным осмыслением, а сюжет о всаднике-змееборце решается как сложно развернутая в пространстве композиция, требующая нескольких ракурсов для полноценного восприятия.
Этапной для скульптора стала серия работ, объединенная образом протопопа Аввакума, в которой глубокий психологизм сочетается с условно-декоративной трактовкой формы.
Творчество Балашова отличает глубокое понимание сути скульптурности. Ясная тектоника свойственна всем произведениям скульптора. Например, в проникнутых живым восприятием работах анималистического жанра в случае сложного движения («Пес шелудивый») скульптор задает отдельным частям тела строгую ориентацию, превращая конечности в оси ординат, а когда тело охвачено единым динамическим ориентиром («Ежик-шатун», «Страшный зверь») предельно обобщает форму, подчеркивая конструктивную структуру. Решая сложную композицию в «Старинной русской потехе», он как бы разворачивает сюжет в узком пространстве между двух плоскостей, что делает наглядной тектонику пластических масс.
Тяготение к монументальной форме предопределило многолетнюю успешную практику создания памятников, органично вписывающихся в городскую среду, соотносимых с пространством площадей, воспринимаемых с большого расстояния. В памятнике Симеону Тверскому, первому епископу Твери, автор разрабатывает тему духовного подвига, исключительной воли, мощи духа, святости. Несмотря на продуманность образа, в памятнике ощутим мощный исходный объем каменного блока и сознательно оставлены следы первичной обработки глыбы. В недавно установленном в Москве памятнике Виктору Талалихину явно читается сложный, взрывной характер летчика и в то же время подчеркивается его пронзительная молодость.
Свойственное Балашову стремление к ясности образного решения отчетливо проявилось в памятнике современнику Пушкина К.Ф.Фуксу в Казани. Одним из самых значительных монументальных произведений последних лет является памятник Ф.И.Шаляпину. Монумент установлен в Казани, рядом с храмом Богоявления, в котором крестили будущего артиста. Динамичная постановка фигуры на постаменте, асимметричная поза и сдержанный, но полный потенциального движения жест прекрасно передают характер яркой, сильной, творческой личности. Шаляпин раскрывается как человек энергичный, деятельный и, одновременно, созерцательный и тонко чувствующий. «Есть у Балашова важное качество, - говорит о скульпторе народный художник России М.Переяславец, - он умеет погружаться в ситуацию. «Старинная русская потеха» получилась убедительной потому, что он, если бы дошло до дела, и сам вот так с медведем сладил. Работая над памятником Виктору Талалихину, автор «вошел» в эпоху, представил, как этот почти мальчик стал героем».
Балашов - непременный участник различных скульптурных симпозиумов. На природе, в атмосфере цехового братства, Андрей из академического скульптора превращается в скульптора-романтика, экспериментатора. В скульптуре экстерьерного характера часто встречаются образные решения, выразительность которых основана преимущественно на декоративном обобщении объемов («Даная », «Древняя легенда»). Как пластическая загадка воспринимается агрессивная чувственность работы «Леда и лебедь ». «Осенний лист» - смелый пластический эксперимент по скрещиванию растительного мотива и человеческого тела.
Закончить эти небольшие заметки хотелось бы словами народного художника А.Рукавишникова: «Как все интуитивное и чувственное, искусство Балашова привлекает сложносочиненностью и незаконопослушностью.
Оно будто нарочно сплошь составлено из парадоксов и оксиморонов, вроде «разрозненного сосредоточения» или «изящной тяжести»,
и, как всякое мощное явление, настолько не требует описания, насколько ценно и интересно само по себе».
При подготовке материала использованы тексты статей кандидатов искусствоведения В.Калашникова и Т.Астраханцевой, опубликованных в Альбоме избранных произведений Андрея Балашова.
Приведенные в тексте цитаты публикуются по тому же источнику.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.