журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Перспективы колористического проектирования

Т.Семенова, руководитель Центра цвета, Моспроект-3

В новый Генеральный план развития Москвы органичной частью вошла программа колористической организации города. Она ориентирована на воссоздание исторического облика старой застройки, а также формирование целостной цветовой гаммы ансамблей и площадей города, его магистралей, кварталов массовой застройки.

Эффективным средством достижения композиционной целостности города является колористика, под которой подразумевается система множественности цвета архитектурных и природных объектов, технических сооружений, городского дизайна, произведений монументального искусства, образующих подвижное цветопространственное поле.
С интенсификацией использования и усиливающейся полифункциональностью городского пространства значение цветовой среды для жителей мегаполиса существенно возрастает. Вот почему деятельность, связанная с колористикой, требует сегодня более четкой организации. Осознавая важность данной проблемы, руководство Москомархитектуры и Главное управление комплексного благоустройства Москвы приняли решение о создании специального центра, который занимался бы всем комплексом вопросов цвета, включая разработку теоретических концепций, формирование базы данных по городу, повышение квалификации специалистов, и, конечно, профессиональное колористическое проектирование, в том числе цветовое решение фасадов. Центр цвета образован на базе мастерской колористики Моспроекта-3, имеющей богатые наработки в этой области.
Специалисты Центра разработали схему колористической организации Москвы, где показаны узлы, магистрали, набережные, площади, нуждающиеся в первоочередной проработке и оформлении, а также подчеркнута необходимость акцентировать историческую радиально-кольцевую систему города. Этот документ поможет архитекторам перейти от конкретного понятия «дом» к понятию «концепция», составляющему основу колористического проектирования.
Правильно расставленные цветовые акценты, соблюдение первоочередности того или иного объекта - решающие факторы при разработке колористического проекта. Так, если в разработку попадает историческая улица, колористы сначала выявляют памятники архитектуры, являющиеся цветовыми или физическими акцентами, изучают историю каждого дома, определяют его стиль, поскольку определенному историческому периоду соответствует своя цветовая палитра. В итоге выстраивается концепция, на основе которой разрабатывают проект колористического решения с детальной раскраской каждого здания. По этим чертежам заказчик может покрасить объект, даже не будучи специалистом в данной области.
Как известно, предметом колористического проектирования является среда. Фасад каждого здания - это органичная составляющая цветовой среды города, которую нельзя рассматривать в отрыве от нее. В старых районах города основное внимание, естественно, концентрируется на исторических ансамблях. Однако не менее важно учитывать визуально воспринимаемое пространство, ибо человек прежде всего реагирует не на конкретные цветовые решения, а на пространство улицы в целом. Причем участок каждый раз воспринимается по-разному в зависимости от ракурса, скорости движения, способа перемещения, освещения, сезона. Интересным примером колористического решения является уже практически завершенная покраска Садового кольца, в частности улицы Земляной Вал.
Одна из перспективных задач - воссоздание в центре города некоторых элементов истории. Однако мы не будем заниматься ретрокопированием, а лишь подчеркнем историческую принадлежность той или иной части старой Москвы, как бы совершая тематический экскурс в прошлое. На том же Земляном Валу, где раньше располагались конные подковные слободы, можно восстановить некоторые атрибуты того времени: коновязи, тумбы, мощение, палисадники, элементы ограды и пр. Подход к фасадам зданий в буферных зонах и на периферии Москвы совершенно иной. В новостройках фасад - это поле для творчества, не имеющее каких-либо исторических ограничений. Если среди одинаковых типовых построек появилось яркое, интересное цветовое решение, его можно считать творческой удачей авторов - проектировщиков и архитекторов.
Задача колористического проектирования - создание гармоничной среды на базе единых цветопластических характеристик. Москомархитектура и ГУЦ «ЭНЛАКОМ» разработали и ввели в действие московскую цветовую палитру, созданную на базе Natural Color System (NCS) - международной системы цвета, применяемой во многих странах мира. Этой же цели служит колористический паспорт, который разрабатывается и выдается Москомархитектурой с учетом рекомендаций «ЭНЛАКОМа». Он является неотъемлемой частью проектно-сметной документации при проведении косметического и капитального ремонта, реконструкции, реставрации любого строения, начиная с гаража и заканчивая Мэрией или Кремлевским дворцом, а также при строительстве новых зданий.
Около 60 % муниципальных дворов, подъездов и лестничных клеток в Москве имеют значительные несоответствия с установленными нормами, в том числе колористическими. Поэтому в новую форму паспорта, утвержденную в 1996 году, кроме уличных фасадов, обязательно включают дворовые фасады и входные группы. Выполнение включенных в него характеристик контролируется административно-технической инспекцией Москвы и ее районными подразделениями. Колористическая организация города, ориентированная на воссоздание его исторического облика, формирование целостной цветовой гаммы и многообразное цветовое оформление новых районов, открывает широкие возможности для нововведений. Поэтому колористическое проектирование неразрывно связано с новыми технологиями и материалами. Сегодня рынок предлагает колористам и технологам огромный выбор изделий отечественных и зарубежных фирм. Специализированный испытательный центр ГУЦ «ЭНЛАКОМ» проводит тщательную экспертизу всех материалов, поступающих на рынок. Это является определенной гарантией от приобретения некачественной продукции.
В центре нашего города сохранилось большое число зданий, покрытых терразитовой штукатуркой. Обычными составами восстановить их невозможно. К сожалению, московский терразитовый завод практически не функционирует. Достойной альтернативой этому материалу является современный высококачественный состав ИНТЕКО. Прогрессивны и методы работы с ним: изготовитель, «ИНТЕКО-строй», предлагает образцы, уже окрашенные рекомендованным цветом, что позволяет максимально приблизить результат к заложенному в проекте колористическому решению.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что создание цветовой гармонии визуально воспринимаемого пространства - процесс сложный и многоплановый, требующий знания законов взаимодействия и восприятия всего цветового пространства. Поэтому здесь особенно важна теоретическая подготовка и мастерство автора. Иными словами, цветовое проектирование должно находиться в руках профессионалов.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.