журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Дань Памяти

В Пикардии, неподалеку от городка НуайеСен-Мартен, что в 120 километрах от Парижа, есть воинский мемориал, где захоронено около 5 тыс. наших соотечественников, погибших в годы Второй мировой войны на территории Франции. Этот масштабный некрополь по значимости можно сравнить со знаменитым Трептов-парком в Берлине или с Пискаревским кладбищем в Петербурге. До недавнего времени мемориал не имел своего образного выражения, отличающего его от других официальных захоронений. И вот в канун 61 годовщины начала Великой Отечественной войны произошло важное событие - место скорби и памяти обрело наконец уникальное, достойное лицо. 
Главный монумент для мемориала в Пикардии выбирали на основе конкурса, проведенного по инициативе российского посольства во Франции. Деятельное участие в этой работе приняли Министерство по делам ветеранов Франции и МИД РФ при организационной поддержке «Обелиск-центра» Минкульта РФ. Победителем конкурса стал известный московский скульптор, заслуженный художник РФ Владимир Суровцев, предложивший нестандартное решение - скульптурную композицию, названную им «Цветы России». Казалось бы, для сооружений такого рода трудно найти какую-то новую трактовку. Первое, что приходит на ум, - образ мужественного воина с оружием в руках. Но автор пошел по другому пути. Он создал композицию, изображающую юную девушку с букетом полевых цветов - олицетворение памяти, скорби и любви.
Женственный, лиричный образ девушки напоминает мадонн с картин художников эпохи Возрождения и в то же время решен с известной долей упругого, драматичного динамизма. Отлитая из бронзы фигура экспрессивна и вся находится во внутреннем, собранном движении. Формы молодого тела умело подчеркнуты складками драпировок. Образуя мощную динамическую спираль, они создают ощущение движения, а развеваясь на ветру за плечами, пробуждают ассоциации с образом спускающегося с небес ангела или богини победы Ники.
Скульптор удачно применил активные барочные формы в сочетании с некоторыми элементами модерна, соединив в одном образе несколько эпох и стилей. Но в его работе нет и намека на прямое копирование и нелепую эклектику. Вполне уместное обращение к эпохе 40-50-х годов роднит образ девушки с теми, чей прах покоится в захоронениях. И в то же время, благодаря внутренней неоднозначности авторского прочтения он, несомненно, будет эмоционально близок и ныне живущим, и будущим поколениям. Отрадно ощущение «русскости» найденного образа, хотя, к чести автора, он не забыл и о французской традиции, сформированной такими мастерами мировой пластики, как Рюд, Роден, Бурдель, Мойоль, Дяспио… Словом, новая работа Суровцева выдает мастера современного, думающего, а главное, чувствующего то, о чем он говорит.
Усилиями скульптора и его соавтора, известного московского архитектора Игоря Воскресенского, композиция высотой 2,7 м, отлитая на предприятии «Литарт» в г. Жуковский Московской области, прекрасно вписана в сложившийся мемориальный ансамбль. Удачно найдены соотношения скульптуры, постамента и цоколя памятника, определены особенности самой скульптуры, ее «зрительный» вес, эмоциональное состояние изображения и все дополнительные детали. Темный камень постамента - традиционное для российских мемориалов габбро и красновато-коричневый «емельяновский» полированный гранит - подчеркивают барочную мощь скульптуры, придавая монументу торжественность и создавая неподдельное ощущение вечности.
Скульптура органично «вошла» и в типично французский пейзаж. Благодаря деликатному использованию позолоты в декорировке фигуры девушки она как нельзя лучше сочетается с багрянцем типичных для Франции киноварных кленов, высаженных по периметру мемориала.
Несколько слов о церемонии открытия памятника. Она была приурочена ко Дню Памяти и траурному митингу в честь наших соотечественников, погибших в годы войны на территории Франции. Казалось бы, раны войны уже давно затянулись, но память о них живет в сердцах людей. Одно из подтверждений тому - большое количество простых французских граждан, пришедших на митинг, чтобы отдать дань уважения погибшим. На церемонии также присутствовали представители официальных структур России и Франции, высшие руководители дипломатических ведомств стран-членов СНГ. Даже природа благоприятствовала проведению торжественного митинга. Еще накануне июньская жара сменялась то сильными ливнями, то резкими похолоданиями. В этот же день было по-праздничному солнечно и тепло. Честь снять покрывало с монумента была оказана послу РФ во Франции А.Авдееву, мэру города Нуайе-Сен-Мартен господину Матру, военному комиссару и губернатору Пикардии. Под звуки российского гимна ткань медленно сползла к основанию памятника, и неожиданно раздались аплодисменты. Так присутствующие выразили свое отношение к главному монументу мемориала, который к концу церемонии буквально утопал в цветах.
Огромное уважение вызывает позиция руководства Франции, так много сделавшего для создания этого воинского мемориала. Большой благодарности заслуживают действия российского посла А.Авдеева, чья активная поддержка помогла преодолеть многочисленные организационные трудности и приурочить открытие монумента ко Дню Памяти. Нельзя не упомянуть и об искренней, доброй и своевременной помощи в реализации проекта, оказанной Евробанком и компанией «Русский алюминий», о чем говорят специальные бронзовые таблички на тыльной стороне постамента.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.